ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 9

Как и всякое тело, бог должен иметь части. Любая вещь в мире, поскольку она реально существует, т.е. представляет собой оформленную тем или иным образом материю, является частью бога. Но в первую очередь в качестве богов почитаются мировые стихии, звезды и планеты, отождествляемые стоиками с главными богами греческого пантеона. Так, в теологии стоиков получает своё обоснование традиционная языческая вера в существование многих богов. Что же касается вопроса об изменчивости или неизменности божественной природы, то на него стоики давали следующий ответ. По сообщению Плутарха, Хрисипп считал одних богов рождёнными и подверженными гибели, а других – нерождёнными. К первым он относил всех богов, за исключением Зевса, которого отождествлял с эфирным огнём, полагая, что только он остаётся неуничтожимым при воспламенении мира. Критики стоицизма отмечали, что если Зевс уделяет себя вещам при возникновении космоса и растворяет их в себе в момент его гибели, то в результате он оказывается подвержен если не субстанциальным, то качественным превращениям. Кроме того, как и любой огонь, он нуждается в пище, и, по сообщению Цицерона, Клеанф даже высказывал мнение, что эфир «кормится» испарениями морей. Другой обязательной темой стоической естественной теологии являлось критическое рассмотрение традиционных религиозных верований, включавшее выяснение причин появления у людей веры в богов, аллегорическое толкование популярных мифов и официально установленных форм богопочитания, а также рационалистическое объяснение такого рода явлений, как прорицания, гадания и пророческие сновидения. При этом в отличие от досократиков, Платона и Аристотеля стоики не старались противопоставить естественную теологию философов народной религии, усматривая в последней всего лишь иносказательное выражение тех же самых истин, которые путём рассуждения открывают философы. В основных богах греческого пантеона и в рассказах о них, содержащихся у Гомера и Гесиода, представители школы стоиков видели олицетворение различных естественных сил и процессов. Например, богиня любви Афродита интерпретировалась ими как аллегория силы, связующей и соединяющей друг с другом части космоса; верховный бог Зевс – как обнимающий всё мироздание небесный свод; Персефона – как пребывающая в земных плодах мировая пневма; Аполлон – как Солнце, встающее каждый день в разных частях горизонта, и т.д. Результатом этих попыток примирить традиционные формы богопочитания с философским учением о богах стало зародившееся, по всей видимости, уже в Древней Стое деление теологии на три части: физическую, мифическую и политическую. Как сообщает доксограф Аэций, «воздающие богам должное почитание разделили их для нас на три рода: первый род составляют природные боги, второй – боги сказаний (мифологические), а третий – засвидетельствованные на основании законов». О природных богах, продолжает Аэций, рассуждают философы, о вторых рассказывают поэты, а третьи являются объектом официального культа в каждом отдельном государстве.

 



 
PR-CY.ru