ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 3

Напротив, богооткровенное богословие исходило из свидетельств Священного Писания и Предания церкви, из живого и непосредственного опыта церковной жизни, лишь по мере надобности обращаясь к рациональной аргументации. Таким образом, в христианстве содержание естественной теологии традиционно рассматривалось в качестве своего рода пропедевтики к откровенному (theologia revelata) и мистическому богопознанию (theologia mystica). В историческом развитии естественная теология прошла несколько значительных стадий. Важной организующей вехой признаётся становление естественной теологии в качестве относительно автономной богословской дисциплины (в западном христианстве). Одним из первых свидетельств этого является написанный около 1330 г. Николаем Бонетом трактат «Естественная теология» («Theologia naturalis»). В целом историю развития естественной теологии исследователи приблизительно делят на следующие стадии: прообразовательную (античный период), раннюю (восточная и западная патристика), преддисциплинарную (классическая схоластика) и дисциплинарную (начиная со второй схоластики и первых протестантских систем). Хотя христианская традиция естественной теологии является основной, сравнительные исследования позволяют обнаружить соответствия ей в других монотеистических традициях, прежде всего, в мусульманском каламе (в VIII–IX вв. в рамках учения мутазилитов, с XI в. – ашаритов, с XII в. – арабоязычных перипатетиков, последователей Ибн Сины и Ибн Рушда) и у некоторых иудейских авторов (Маймонид). Многие элементы естественной теологии прослеживаются и за переделами монотеизма, например, в неоплатонизме или в индийской ишвараваде (преимущественно в ньяе, отчасти в веданте и классической йоге). Слово «теология» греческого происхождения и означает буквально рассказ, повествование о богах, будучи образовано от слов «бог» и «речь», «слово». Первоначально в античной культуре Древней Греции «теологией» называлось то, что в настоящее время определяется как «мифология» – устное и письменное предание о богах, рассказывающее об их происхождении, поступках, метаморфозах, отношениях друг к другу и к людям. Именно подобные «теологические рассказы», наряду с определёнными обрядами и мистериальными практиками, и представляли собой основное содержание традиционной греческой религии. Поскольку такое содержание оставалось весьма подвижным и, в отличие от содержания христианства и других монотеистических религий, никогда не было жёстко догматизировано, оно являлось открытым для всевозможных модификаций и попыток реинтерпретации и оригинального осмысления, в том числе философского. Как следствие этого с момента зарождения древнегреческой философии в сочинениях досократиков в ней начали проблематизироваться многие вопросы, которые ретроспективно могут быть отнесены к содержанию естественной теологии. Философская мысль досократиков была, главным образом, направлена на познание «природы», причём это познание понималось весьма широко. Важнейшей задачей ранней греческой философии было объяснение происхождения (либо творения) мира, его необходимой упорядоченности, происхождения жизни, природы человека и его души и т.п.

 



 
PR-CY.ru