ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ - Страница 2

При хиротонии во епископа раскрытое служебное Евангелие возлагается на голову хиротонисуемого как символ Десницы Божьей. Подобный обряд присутствует и в чинопоследовании таинства елеосвящения, когда раскрытое служебное Евангелие полагается на голову болящего. Служебное Евангелие обычно помещается в оклад, на котором чаще всего изображаются воскресение Христово и четыре евангелиста. Текст служебного Евангелия нередко бывает богато украшен. К числу наиболее известных рукописей служебного Евангелия относятся греческое Евангелие Успенского собора (древнейшее сохранившееся точно датированное минускульное Евангелие, 835 г.), Трапезундское Евангелие (праздничный апракос – Российская национальная библиотека, вторая половина X в.), Карахисарское Четвероевангелие (Российская национальная библиотека, третья четверть XIII в.), ватиканские Евангелия-апракосы (IX и начала X вв., один из древнейших иллюстрированных апракосов), афонские Четвероевангелие из монастыря Ставроникита (середина X в.) и Евангелие-апракос из монастыря Дионисиат (конец XI в.), Евангелие-апракос из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (конец X – начало XI вв.), Принстонское Четвероевангелие второй половины IX в. (с миниатюрами XII в.), Четвероевангелие из Иверского монастыря (925–950 гг.), Четвероевангелие из Национальной библиотеки в Париже (1058 г.), Четвероевангелие из монастыря св. Иоанна Богослова на острове Патмос (1125–1150 гг.), Лекционарий Моргана (1050–1100 гг.) и др., латинские Линдисфарнское Евангелие (конец VII – начало VIII вв.), Евангелие из Келса (конец VIII – начало IX вв.), армянское Эчмиадзинское Евангелие (X в.), грузинское Гелатское Четвероевангелие (XI–XII вв.), сирийское Евангелие (1216–1220 гг.), коптско-арабское Четвероевангелие (1308 г.), южнославянское глаголические Ассеманиево Евангелие (краткий апракос, первая половина – середина XI в.), Мариинское Четвероевангелие (XI в.), Зографское Евангелие (неполное Четвероевангелие конца X – начала XI вв.), Боянское Евангелие (краткий апракос, первая половина XIII в.), кириллические Четвероевангелие царя Иоанна Александра (1355–1356 гг.), древнерусские Остромирово Евангелие (апракос, 1056–1057 гг.), Архангельское Евангелие (апракос, 1092 г.), Мстиславово Евангелие (полный апракос, 1117 г.), Юрьевское Евангелие (полный апракос, 1119–1128) и др. Во многих списках служебного Евангелия – например, в греческих 949 и 967 гг., в славянских Остромировом Евангелии, так называемых Куприяновых (Новгородских) листках (XI в.) – содержатся (как правило, в перикопах важнейших праздников) экфонетические знаки, обозначающие мелодический рисунок литургического чтения.



 
PR-CY.ru