ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 9

Включение в канон четырёх Евангелий выражает общецерковное признание и официальное закрепление за этими книгами авторитета Божественного Слова, богодухновенности и апостольского свидетельства. Установление канона, как полагают исследователи, восходит уже к временам мужей апостольских. При установлении канона Евангелия церковь имела определённый критерий – происхождение того или иного писания от апостола или от апостольского ученика (например, Евангелие от Марка и Евангелие от Луки). В свою очередь, апостольское происхождение Евангелия определялось историческим преданием, согласием церквей в их авторитете и употреблении, а также догматическим преданием, т.е. чистотой раскрываемого в нём учения. Таким образом, Предание, которое предшествует Писанию и превышает его по объёму содержания, является основополагающим началом при установлении канона: «Из предания я узнал о существовании четырёх Евангелий, которые одни только без всякого сомнения принимаются всею поднебесною Церковью Божией». В истории канонизации четырёх Евангелий нет примеров того, чтобы церковь сначала приняла какое-либо Евангелие в канон, считая его богодухновенным, а затем исключила из канона (мнения отдельных церквей, а также отдельных отцов церкви и христианских писателей нельзя смешивать с голосом церкви вообще). В истории формирования канона Евангелий исследователи затрудняются указать определённые периоды (именно Евангелий, а не всего Нового Завета). Самая ранняя христианская письменность послеапостольского периода свидетельствует о знании многими авторами евангельских текстов или материала устного предания о Христе. У мужей апостольских цитаты из Евангелия встречаются нечасто и, напротив, нередко обнаруживаются такие ссылки, которые сложно соотнести с тем или иным конкретным каноническим Евангелием. Так, в Посланиях Климента Римского вместо традиционных вводных формул, указывающих на наличие письменного источника, автор призывает читателей вспомнить «слова Господа нашего Иисуса». Иногда Климент сочетает слова, зафиксированные в Евангелиях от Матфея и от Луки, с не имеющими точных соответствий в Четвероевангелии (ср.: Мф. 5:7; 6:14–15; 7:1–2, 12; Лк. 6:31, 36–38). Во втором Послании к Коринфянам Климента (многие исследователи датируют его более поздним периодом, второй половиной II в.) евангельские цитаты предваряются выражениями: «Господь говорит» или «сказал Господь» (ср.: Мф. 8:22; Мф. 12:49; Лк. 8621). В ряде случаев от лица Иисуса Христа приводятся отдельные фразы, которые в такой форме не зафиксированы ни в одном каноническом Евангелии: «Господь говорит в Евангелии: “Если вы не сохранили малое, кто даст вам великое? Ибо Я говорю вам, что верный в малом и в большом будет верен”». Хотя последнее предложение совпадает с Лк. 16:10, первая часть цитаты отсутствует в текстах канонических Евангелий (ср. Лк. 12:4–5; Мф. 5:22; 10628; 18:9). Выражения из Евангелий от Луки и от Матфея соединяются и помещаются в более широкий контекст, напоминающий диалог Христа с апостолом Петром об агнцах в Ин. 21:15–17. У Антиохийского епископа Игнатия Богоносца наиболее точные параллели прослеживаются с Евангелием от Матфея.

 



 
PR-CY.ru