ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 8

В раннехристианском литургико-каноническом памятнике «Дидахе» (конец I – середина II вв.) Евангелие – это уже сложившаяся и вполне определённая традиция, на которую ссылается автор. Эта традиция включает слова молитвы «Отче наш» и правила поведения для христиан, выполняющих различные служения. Св. отцы часто называют словом «Евангелие» не только канонические Евангелия, но и Новый Завет в целом, отличая его от Ветхого Завета. Так, например, Ириней Лионский разделяет всё Священное Писание на «Пророчества» и «Евангелия», т.е. на Ветхий Завет и Новый Завет. Таким образом, Евангелием называются и Послания апостолов: «Возьмите послание блаженного Павла. О чём он, прежде всего, писал вам в начале Евангелия?» – пишет епископ Римский Климент (ум. в 101 г.). Встречающаяся в христианских текстах форма множественного числа «евангелия» уже не является указанием на множество разных «евангелий», что было обычно для эллинистического культа императора. Апостолы проповедуют Евангелие и излагают его в письменном виде людям, «которые все вместе и каждый порознь имеют Евангелие Божие». Поэтому в разных Евангелиях возвещается одно «Евангелие в четырёх видах, но проникнутое одним Духом». «Как един есть Тот, Кого благовествуют многие, – пишет Ориген (185–254 гг.), – так одно есть само по себе и Евангелие: многими написанное, оно поистине единое по четырём Евангелие». Иоанн Златоуст в «Толковании на Послание к Галатам» рассуждает: «Хотя бы и очень многие писали Евангелие, но если они будут писать одно и то же, то и многие будут не более как одно Евангелие, и множество пишущих нимало не воспрепятствует ему быть единым. Напротив, хотя бы писал кто-нибудь один, но писал бы противное, то написанное им будет не одно. Одно или не одно Евангелие – это познаётся не по числу пишущих, но по тождеству и разности написанного. Отсюда видно, что и четыре Евангелия – одно Евангелие». Вследствие этого формы единственного и множественного числа слова «Евангелие» в христианской литературе нередко чередуются без различия смысла. Так, единственное число слова «Евангелие» может обозначать как сборник Евангелий, так и каждое в отдельности. Когда называют Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна (Четвероевангелие) каноническими, подразумевают, что эти книги, претерпев длительный процесс церковной рецепции, были опознаны и сохранены как отвечающие духу новозаветного Откровения и передающие апостольское свидетельство. Уже из Нового Завета видно, что на ранней стадии христианской истории появляются идеи, а вслед за ними и тексты, сомнительные с точки зрения содержания и достоверности. Например, евангелист Лука говорит о множестве существовавших повествований и при этом, возможно, косвенно указывает на их недостоверность, а апостол Павел высказывает предостережение от появления «иного благовествования» (Гал. 1:6–7). Понятия канона и каноничности тесно связаны с понятием богодухновенности. Иными словами, происхождение этих книг не может исчерпываться только историческими обстоятельствами, а их истолкование выходит за рамки литературных и филологических изысканий. Богодухновенность Евангелий подразумевает, что в их исследовании помимо научного опыта требуется опыт религиозный, который является ключом к наиболее адекватному и, насколько это возможно, к полному пониманию.

 



 
PR-CY.ru