ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 2

В то же время известны случаи, когда в политических или других интересах под видом «евангелий» распространялись не соответствующие действительности известия, чем объясняется отражённый в ряде текстов скептицизм по отношению к «евангелию», а также меры предосторожности в виде отсрочки празднований и награждения вестника, который принёс «евангелие», до получения подтверждения истинности сообщения. Этими же факторами, по мнению исследователей, было вызвано желание терминологически разграничить «евангелие» и событие, о котором оно сообщает. Так, в некоторых случаях жертвоприношения по поводу получения благоприятного известия и в связи с самим событием могут называться по-разному. По той же причине, когда речь идёт о «евангелии», не вызывающем сомнения, например, когда оно имеет религиозное содержание, вместо скомпрометированного выражения «добрая весть» стали употреблять аналогичные ему, но лишённые негативных коннотаций обороты – «благодарственные жертвы за победу», «благодарственные молитвы за победу и спасение» и др. Словом «евангелие» называются пророчества-оракулы. По рассказу Плутарха, римский полководец Серторий с целью завоевать симпатии суеверных варваров-лузитанцев выдавал известия о победах, доставленные ему подчинёнными, за полученные чудесным образом, приказывая радоваться и приносить жертвы богам по случаю «евангелий». Так же Филострат называет весть об убийстве императора Домициана, сообщённую богами Аполлонию Тианскому. Особое значение для истории слова «евангелие» имеет его использование в текстах, относящихся к культу императора. Всякое распоряжение императора, так же как и всякое известие о важных событиях его жизни – рождении, восхождении на трон и др., могло называться «евангелием». Каждое из них имеет универсальное значение, поскольку то, о чём они сообщают, имеет отношение ко всем жителям империи и, более того, ко всему миру как гарантия мира и благоденствия. Надписи, найденные в малоазийских городах Приена и Апамея, провозглашают, что день рождения императора (который назван богом) положил начало «евангелиям» для мира. Поскольку в надписях и текстах, связанных с культом императора, слово «евангелие», как правило, относится к событиям, которые, с точки зрения их авторов, несут избавление от каких-либо опасностей или бедствий всем жителям империи и являются для них жизненно важными, то многие исследователи считают эту традицию одним из источников специфики значения слова «евангелие» в раннехристианских текстах. Однако при этом учитывается, что принципиальным отличием соответствующего христианского понятия является уникальность подразумеваемого им факта по отношению к тем событиям, о которых сообщали многочисленные «евангелия» нехристианского мира. На уровне языка эта особенность выразилась в использовании для обозначения содержания христианской проповеди только формы единственного числа слова «евангелие» в отличие от нехристианских источников, где преобладает форма множественного числа. Тогда как культ императора предполагал множество «евангелий», сообщающих о деяниях и событиях жизни обожествляемого правителя и потому всякий раз касающихся многих людей, христианская вера признаёт только одно Евангелие, основанное на единственном событии – спасительном подвиге Сына Божия, имеющем значение для всех людей и всех периодов мировой истории.

 



 
PR-CY.ru