ЕВАНГЕЛИЕ

ЕВАНГЕЛИЕ – весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христианской церкви; книга, излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, спасительных страданиях, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа; первая часть Священного Писания Нового Завета, включающая четыре письменных Евангелия – Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна, которые называются каноническими. Слово «евангелие» заимствовано из греческого языка. В древнейших славянских письменных источниках оно употребляется в следующих значениях: «учение Иисуса Христа» (Изборник 1076 г.); «книга, содержащая четыре канонических Евангелия» (Остромирово Евангелие); «одно из канонических Евангелий» (канонические Евангелия. XII в.); «фрагмент евангельского текста, читаемый во время богослужения» (канонические Евангелия. XII в.). Слово «благовестие», калькированный перевод с греческого, часто используется в тех же значениях, что и слово «евангелие» (по преимуществу в первом из них), но не является его полным синонимом. Греческое слово «евангелие» – субстантивированное относительное прилагательное, образованное от существительного, означающего «приносящий добрую весть», т.е. «то, что относится к доброй вести». Контекстные значения слова «евангелие» в нехристианских греческих текстах – награда вестнику, который принёс хорошее известие, и содержание такого известия. Вернувшийся на Итаку под видом странника Одиссей просит у свинопаса Евмея, не узнавшего своего господина, «евангелие» за весть о своём возвращении. Цицерон называет этим словом новости, с изложения которых он начинает одно из писем к Аттику. Хорошо засвидетельствовано употребление этого слова в составе фиксированных выражений «совершать жертвоприношения по поводу получения хороших известий» – «совершать празднования в связи с хорошими известиями». О содержании известия, с которым прибыл посланец, говорил его внешний облик: его копьё было увито лавром, лицо сияло, на голове был венок. После прибытия он громко возглашал «евангелие», подняв вверх правую руку. Прибытие вестника с «евангелием» отмечалось всеобщими празднествами: храмы украшали гирляндами, устраивали жертвоприношения и состязания, а вестник получал причитавшуюся ему награду. Хотя «евангелиями» могли называться известия о событиях политической или даже частной жизни, как полагают исследователи, наиболее естественно это слово было связано с представлением о военной победе. Поэтому тот, кто слышал о распоряжении императора совершать жертвоприношения, не зная об истинной причине, в первую очередь, предполагал, что оно вызвано известием об успешно завершившемся сражении. Обычай одаривать вестника, который принёс «евангелие», исследователи связывают с представлением о тождественности события и сообщения о нём, нашедшем отражение в некоторых литературных памятниках. B соответствии с этим представлением в «евангелии» о победе не только сообщается знание о случившемся, но и совершается сама победа. Поэтому посланец, несущий «евангелие», стремится доставить его как можно быстрее. Первый, кто принесёт благоприятное известие, получает большую награду, а тот, кто медлит, может её лишиться.

 



 
PR-CY.ru