ЕПИТИМИЯ - Страница 2

Кающиеся проходили все ступени последовательно: 1) «плачущие» стояли вне храма и, с плачем сокрушаясь о своих грехах, просили входивших помолиться о них; 2) «слушающие» допускались в притвор, но присутствовали на богослужении только до начала таинства евхаристии. После проповеди они вместе с оглашенными выходили из храма; 3) «припадающие», или «коленопреклонённые», могли находиться в главной части храма (до амвона). Перед началом литургии верных, когда оглашенные и «слушающие» уже покинули храм, «припадающие» опускались на колени, и епископ читал над ними молитвы. На литургию верных они не допускались; 4) «купно стоящие», или стоящие вместе, могли присутствовать до конца литургии, но им не разрешалось принимать причастие и приносить жертвенные дары. Когда время епитимии заканчивалось, кающихся принимали в церковное общение, и они могли причащаться Святых Таин. Большинство дисциплинарных правил, предполагающих епитимию с разным сроком отлучения от причащения, принадлежит Василию Великому. Отречение от христианской веры при угрозе мучений, согласно его 81 правилу, наказывается отлучением на 8-9 лет, а произвольное отречение – пожизненным лишением Святых Таин (правило 73). Убийство плода во чреве по правилу 8 влечёт за собой десятилетнее отлучение от причащения. Тема абортов актуальна и в настоящее время. В «Основах социальной концепции РПЦ», принятых Архиерейским юбилейным Собором 2000 г., говорится: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых её истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода… Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта». Однако, «в случаях когда существует прямая угроза жизни матери», церковь рекомендует не отлучать женщину от евхаристического общения, но это общение возможно при условии исполнения личного покаянного правила, которое определяет принимающий исповедь священник. Ответственность за грех убийства нерождённого ребёнка несёт и отец в случае его согласия на производство аборта. Василий Великий сохраняет разделение периода покаяния на четыре ступени и в зависимости от тяжести греха устанавливает разные сроки пребывания на каждой из них. Епитимия за грех кровосмешения он в 75-м правиле определяет как отлучение от причащения и распределяет время покаяния следующим образом: «...Три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нём усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трёхлетие да будет допущен токмо до слушания писаний, по слушании же писаний и поучений, да изгоняется же из церкви, и да не удостоивается общения в молитве. Потом, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание... в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения: два лета стоя во время молитвы с верными, наконец, да удостоится приобщения святынь».

 



 
PR-CY.ru