ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА

ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА, Елеон, Масличная гора – короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращённые к Иерусалиму западные склоны и в настоящее время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы. Кряж состоит из трёх вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), на которой произошло Вознесение Господне, называется горой Вознесения, северная – Малой Галилеей, т.к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на котором останавливались приезжие из Галилеи, в том числе апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к жёнам-мироносицам со словами: «...Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк. 16:7). Южная вершина именуется горой Соблазна, название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим жёнам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы. Считается, что Елеонская гора находится от города на расстоянии «субботнего пути» – 1 тыс. шагов, которые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу. Впервые Елеонская гора упоминается в Священном Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошёл на гору Елеонскую, шёл и плакал; голова у него была покрыта; он шёл босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар. 15:30). Указание того же источника о вершине «горы, где он (Давид) поклонялся Богу» (2 Цар. 15:32), возможно, свидетельствует о наличии на Елеонской горе уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар. 11:7; ср.: 4 Цар. 23:13). Со времён Второго храма с Елеонской горой ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем. 8:15). По позднейшим свидетельствам Мишны, подтверждённым археологическими открытиями, на Елеонской горе совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел которой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ. 19). Елеонская гора в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдалённым общинам сигнала о наступлении нового месяца. Богословским завершением ветхозаветного почитания Елеонской горы являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез. 11:23) – и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах. 14:4). Особое место занимает Елеонская гора в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Елеонскую гору, где отдыхал и беседовал с учениками (Лк. 21:37). С Елеонской горы совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф. 21:1).

 



 
PR-CY.ru