ЕЛИСЕЙ, Плетенецкий Александр Фомич - Страница 3

В искусно оформленных изданиях Киево-Печерского монастыря помещались гербы меценатов и посвящённые им стихи, предисловия и послесловия с описанием подготовительных работ и указанием трудившихся над книгой переводчиков, редакторов, типографов. Елисей ввёл регулярное произнесение проповедей в монастыре. Среди киево-печерских проповедников в первой четверти XVII в. значатся Захария (Копыстенский), Тарасий (Земка), протоиерей Лаврентий Зизаний, Памво (Берында). Немаловажной заслугой Елисея было учреждение в Киево-Печерском монастыре школы – предшественницы Киево-Могилянской коллегии. Исследователи полагают, что начальные училища создавались и в некоторых монастырских имениях. Обучение в них, по мнению исследователей, велось в соответствии с программами братских училищ рубежа XVI и XVII вв.: преподавались Священное Писание, церковнославянский, греческий и латинский языки. Как считают исследователи, Елисей был инициатором создания в Киеве в начале XVII в. церковного братства и школы при нём. Ректором братской школы в 1615–1618 гг. являлся Иван Матвеевич Борецкий, в 1619 г. принявший постриг с именем Иов (впоследствии митрополит Киевский). Иов (Борецкий) принимал участие в деятельности просветительного печерского кружка, готовил к изданию Анфологион (сверял текст с греческим источником и переводил недостающие фрагменты). Усилиями Елися был отремонтирован Успенский собор Киево-Печерского монастыря, строились храмы в монастырских имениях. Ранее 1618 г. печерский архимандрит основал женский монастырь близ Киево-Печерской обители, устроил монашескую жизнь в учреждённом в 1622 г. К. Далматом общежительном Дятловицком Спасо-Преображенском мужском монастыре, куда переселилась часть печерских насельников. Елисей распространил влияние Киево-Печерской обители на другие киевские монастыри, в частности, на Пустынно-Николаевский. Благодаря его содействию Исаия (Копинский), будущий Киевский митрополит, стал настоятелем Межигорского в честь Преображения Господня монастыря под Вышгородом. В панегирике «Везерунк цнот...» А. Митура воспевал Елисея как защитника православия, создателя монастырей, церквей, школ, госпиталей и типографии. Елисей был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. Его ближайший сподвижник и преемник архимандрит Захария (Копыстенский) в надгробной речи назвал себя «сыном духовным» Елисея и, подчёркивая значение деятельности своего предшественника, отметил, что «кто бы после него ни трудился с Божиею помощиею в монастыре Пречистой Богородицы, тот будет всё начинать, строить и кончать на его основе, на его фундаменте, на его создании». К годовщине смерти Елисея архимандрит Захария издал в печерской типографии «Омилию, албо Казанье, на роковую память... Елиссеа... Плетенецкого» (Киев, 1625 г.). Захария прославлял Елисея за то, что тот «в тие лютие времена» сберёг православие и сохранил верность Константинопольскому патриарху, был образцом для монахов, зерцалом благочестия, утешением для обездоленных, защитником убогих, сирот и вдов.



 
PR-CY.ru