ЕЛИСЕЙ, Плетенецкий Александр Фомич - Страница 2

Некий печерский монах, побеждённый грехом корыстолюбия, в предсмертной исповеди скрыл от духовника, что копил деньги. По решению Елисея найденные после кончины инока монеты были положены с ним в гроб, и тело похоронили без отпевания. Печерский подвижник Феодосий-«москвитин», искушаемый бесом, решил съесть мясной пищи, но Бог вразумил его тем, что приготовленная еда смердела и кишела червями. Феодосий покаялся перед братией и впредь вёл строгую жизнь. В 1615–1616 гг. в лавре был учреждён просветительный кружок, целью которого было духовное и культурное обновление обители. Елисей купил оборудование типографии Балабанов в Стрятине, в Радомысле, имении монастыря, было устроено бумажное производство («паперня»). Для литературной, проповеднической и издательской деятельности пригласил книжников и типографов из Львова и Вильно, составивших так называемый печерский кружок. Среди них были известный филологическими трудами Павмо (Берында) и его брат Стефан, переводчик с греческого и латинского языков, проповедник, типограф Тарасий (Земка), знаток греческого языка, проповедник протоиерей Лаврентий Зизаний, полемист и проповедник Захария (Копыстенский), поэт А. Митура, переводчик с греческого монах Иосиф (Кириллович) и др. Усилиями членов печерского кружка в 1616–1624 гг. были подготовлены и напечатаны в лаврской типографии богослужебные книги, в которых испытывала большую потребность Западнорусская митрополия: Часослов (не раньше 20 декабря 1616 г.), Анфологион (1619 г.), Литургиарион (1620 г.), Номоканон («Зинарь», «Зонара»), Киев, 1620, 1624 гг., Псалтирь (Киев, 1624 г.), труды Иоанна Златоуста (Беседы на 14 посланий апостола Павла; Киев, 1623 г.), Беседы на Деяния св. апостолов (Киев, 1624 г.), полемические сочинения: направленная против католиков и антитринитариев «Книга о вере» (Киев, 1619 г., второе, расширенное издание по сравнению с изданием в Вильно около 1602 г.), «Слова на латинов» Максима Грека (Киев, около 1620 г.). Была подготовлена антиуниатская «Палинодия» Захарии (Копыстенского). В лаврской типографии при Елисее были напечатаны составленный А. Митурой панегирик Елисею «Везерунк цнот превелебного в Боге... отца Елисея Плетенецкого» (Киев, 1618 г.), «Верше на жалосный погреб Петра Конашевича Сагайдачного» Кассиана Саковича (Киев, 1622 г.). Издания тщательно готовились, богослужебные книги сверялись с греческими текстами и подвергались исправлению. В печерском кружке было впервые переведено на церковнославянский язык несколько сочинений Иоанна Златоуста: над переводом «Бесед на 14 посланий св. апостола Павла» трудился Лаврентий Зизаний, «Беседы на Деяния св. апостолов» были переведены «клириком церкви лвовскиа, дидаскалом в еллиногреческом языце» Гавриилом Дорофеевичем и иеромонахом Иосифом Святогорцем, «проповедником и протосингелом патриарха Александрийскаго». Впервые в типографии Киево-Печерского монастыря на церковнославянском языке был напечатан Анфологион.

 



 
PR-CY.ru