ЕЛЕНА, Мантурова Елена Васильевна - Страница 3

По свидетельству очевидцев, во время отпевания Елена трижды улыбнулась в гробу. Сорок дней по благословению старца служили заупокойные литургии. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» записаны слова Серафима, сказанные о Елене, что «она удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы, аки дева», что она «фрейлина Царицы Небесной» и «со временем её мощи и Марии Семёновны (преподобной Марфы Дивеевской) будут почивать открыто в обители». Он также называл Елену и Марфу «начатком сестёр Мельничной общины на небесах». После кончины преподобной в обители остались Елецкий образ Божьей Матери 1773 г. в серебряно-золочёной ризе, родительское благословение Елены, икона Успения Пресвятой Богородицы в фольге, икона Спасителя, несущего крест, выполненная Еленой бисером по воску. К 2008 г. местонахождение святынь оставалось неизвестным. Почитание Елены началось в Дивееве вскоре после её кончины. С конца 1850 гг. в обители записывались чудеса и исцеления, происходившие на могиле Елены (записи не сохранились). После закрытия в 1927 г. Дивеевского монастыря и последующего в 1937 г. закрытия приходской Казанской церкви могилы близ храма были снесены. В июле 1991 г. были проведены раскопки, выявившие места захоронений Александры, Марфы, Елены и Мотовилова. Были восстановлены могильные насыпи и поставлены кресты. В конце сентября 2000 г. в связи с подготовкой прославления Александры, Марфы и Елены были проведены раскопки, в ходе которых 27 сентября были обретены мощи подвижниц. 22 декабря 2000 г. Елена вместе с другими подвижницами была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. Архиерейским Собором РПЦ 2004 г. прославлена к общецерковному почитанию. Мощи находятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Серафимова Дивеевского монастыря. Иконография Елены сложилась в Серафимовом Дивеевском монастыре. Там сохранился предполагаемый портрет святой второй четверти XIX в. (?) на холсте, близкий по живописному исполнению к произведениям художников арзамасской школы Александра Васильевича Ступина, как полагают исследователи, копия прижизненного. Елена представлена на тёмном фоне погрудно, вполоборота вправо, в тёмной одежде и платке, с характерным округлым лицом и широко посаженными глазами. К 1920 гг. относится попытка разработать житийную иконографию преподобной: был создан многосюжетный живописный образ святой, близкий по расположению клейм к житийной иконе (хранился у схимницы Маргариты (Лахтионовой), в настоящее время – в архиве Серафимова Дивеевского монастыря). В среднике этого небольшого произведения, написанного в масляной технике на фанере, помещена композиция «Царица Небесн(ая) показывает Ел(ене) В(асильевне) небесный Дивеевъ».

 



 
PR-CY.ru