ЕЛЕНА, Девочкина - Страница 4

Предположительно образ Елены помещён в верхнем ряду группы избранных русских святых (в том числе Московских), предстоящих Пресвятой Богородице с Младенцем, на прориси с иконы XVII в. («Моление о народе»). Сохранилась икона последней четверти XIX – начала XX в. (Исторический музей), написанная в живописной манере в мастерской Новодевичьего монастыря, на которой Елена представлена вместе со схимницей Домникой и с послушницей Феофанией – в центре, в рост, в схиме, с куколем на голове, руки сложены крестообразно на груди, на правой – чётки; в облаках – благословляющий Иисус Христос. В составе Собора русских святых Елена показана на иконах поморского извода в правой группе мучеников, благоверных князей и святых жён: в куколе, крайней справа после княгини Евдокии (Евфросинии) Московской – на иконе конца XVIII – начала XIX в. (Музей избразительных искусств Республики Карелия); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии (Русский музей; прорись с именем «с княгиня Елена игумени(я) Мос(ковская)»; на иконе первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области надпись не сохранилась (Третьяковская галерея). Оплечный образ Елены также введён в верхний ряд святых жён в правой княжеской группе на иконе первой половины XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге (Государственный музей истории религий), надпись: «п Елена мос(к).». Елена изображена на хромолитографии «Собор святых жён, просиявших в Русской земле» второй половины XIX в. из церкви во имя апостола Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге (обретена в 2002 г. в деревне Дмитриево Череповецкого района Вологодской области, на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского монастыря). К прославлению Елены в лике местночтимых Московских святых в 1998–1999 гг. художником С. Мелкозёровым выполнен образ Елены в традиционной иконописной стилистике на золотом фоне – в рост, в островерхом куколе и с наперсным игуменским крестом, с раскрытой ладонью десницы и длинными чётками в левой руке, на верхнем поле – поддерживаемый ангелами Смоленский образ Божьей Матери (в настоящее время – в трапезном Успенском храме обители). Аналогичный поясной образ того же автора участвовал в чине канонизации святой, существуют оплечные варианты, в том числе на её надгробии. Елена с наперсным крестом представлена в одном из медальонов росписи свода трапезной Горненского Казанского женского монастыря в селении Айн-Карем близ Иерусалима (2006 г.).



 
PR-CY.ru