ЕГОРОВ Алексей Егорович

ЕГОРОВ Алексей Егорович (1776–1851 гг.) – русский живописец, рисовальщик, гравёр, педагог. По происхождению калмык. Согласно преданию, был захвачен казаками, преследовавшими калмыков, отходивших в китайские владения. Ребёнком был помещён в Московский воспитательный дом. В 1782 г. в возрасте шести лет отдан в Воспитательное училище при императорской Академии Художеств, где учился по классу исторической живописи у профессоров Ивана Акимовича Акимова и Григория Ивановича Угрюмова. В период учёбы зарекомендовал себя как отличный рисовальщик и был награждён в 1794 и 1795 гг. малой и большой серебряными медалями за рисунки с натуры, в 1796 г. – знаком отличия за успехи. После окончания курса в 1797 г. удостоен звания классного художника (художник 14-го класса по Табели о рангах) и оставлен пенсионером в рисовальных классах. В 1798 г. определён преподавателем Академии Художеств, в 1800 г. получил начальное академическое звание «назначенного в академики». Летом 1803 г. А.Е. Егоров был отправлен в качестве пенсионера для продолжения изучения античных и классических образцов в Италию. В Риме прославился как рисовальщик, близко сошёлся с итальянскими мастерами Антонио Кановой и Винченцо Камуччини. Отказался от приглашения папы Пия VII на должность придворного живописца. После возвращения А.Е. Егорова из Италии в 1807 г. его приняли в Академию Художеств на должность адъюнкт-профессора, в сентябре того же года за эскиз композиции «Положение во гроб» для Казанского собора в Санкт-Петербурге он был удостоен звания академика. С 1809 по 1811 г. состоял учителем рисования при императрице Елизавете Алексеевне. В 1812 г. получил звание профессора, в 1831 г. – заслуженного профессора первой степени, а в 1832 г. – заслуженного профессора. В 1840 г. уволен из Академии Художеств по повелению императора Николая I Павловича, который был недоволен образами, созданными живописцем для храма великомученицы Екатерины в Царском Селе. После ухода из академии выполнял частные заказы. А.Е. Егоров создал множество картин, преимущественно религиозного содержания, среди которых: «Положение во гроб» (1807 г., Третьяковская галерея), «Богоматерь с Младенцем и св. Иоанном Крестителем» (1813 г., Русский музей), «Истязание Спасителя» (1814 г., Третьяковская галерея), «Явление Иисуса Христа св. Марии Магдалине» (1818 г., Третьяковская галерея), «Отдых на пути в Египет» (до 1827 г., Русский музей), «Богоматерь, покровительница царствующего дома» (1830 гг., Третьяковская галерея), а также иконы для Таврического дворца, для домовой церкви Голицыных, для церкви великомученицы Екатерины Академии Художеств, для Казанского и Троицкого соборов в Санкт-Петербурге, для Малой и Дворцовой церквей Екатерининского дворца в Царском Селе, для Сионского собора в Тифлисе. Работая в эстампе, А.Е. Егоров награвировал в карандашной манере и в офорте 17 работ на библейские темы. В жанре портрета им были созданы такие произведения, как «Портрет Алексея Ивановича Корсакова» (1802–1804 гг.), «Портрет Марии Петровны Буяльской» (1824 г.), «Портрет Алексея Романовича Томилова» (1831 г.; все в Русском музее) и др. Придавая огромное значение распространению русского искусства, А.Е. Егоров содействовал развитию традиций преподавания живописи, оказал помощь Александру Васильевичу Ступину в организации художественной школы в Арзамасе. Преподавая в Академии Художеств (1798–1803, 1807–1840 гг.), А.Е. Егоров пользовался уважением и любовью коллег и учеников, что нашло отражение в воспоминаниях современников, которые называли его «русским Рафаэлем». В числе его учеников были Карл Павлович Брюллов, Фёдор Антонович Бруни, Александр Андреевич Иванов, Пётр Васильевич Басин, Михаил Иванович Скотти. Похоронен А.Е. Егоров на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

 
PR-CY.ru