ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 6

Главное, что требуется от христианина, – это вера. В Послании Евреям даётся несколько определений веры: например, «вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). По мнению некоторых толкователей, в понятии «вера» в Послании Евреям можно выделить несколько смысловых значений. Прежде всего, вера понимается как «доверие» к воспринятому благовестию (Евр. 4:2–3) и уверенность в том, что Бог непременно исполнит Свои обетования (Евр. 11:11), воздаст ищущим Его (Евр. 11:6, 26). Вера выражается в дерзновении «поспешить к совершенству» (Евр. 6:1), приступить ко Христу с искренним и чистым сердцем (Евр. 10:22). В Послании приводятся примеры ветхозаветных праведников, которые, веря Богу, получили спасение: Ной построил ковчег с верой, что так его дом будет спасён (Евр. 11:7); Авраам странствовал по чужим краям с верой, что Бог приведёт его в землю, которую он «имел получить в наследие» (Евр. 11:8), и был готов принести в жертву Исаака, веря, что Бог может «воскресить мёртвых» (Евр. 11:19); так и потомки Авраама верят в полученные от Бога обетования (Евр. 11:20–25). Вера может пониматься и как «верность», что предполагает долготерпение (Евр. 6:12), ревность о Боге «до конца» (Евр. 6:11), непоколебимое «исповедание упования» (Евр. 10:23), дерзновение перед Богом и людьми (Евр. 3:6; 4:16; 10:19, 35). Пример такой верности дают Моисей и его родители, не испугавшиеся гнева фараона (Евр. 11:23, 27). Вера – это достояние не только каждого верующего, но и всей христианской общины (Евр. 3:12–13). Предметом веры, согласно Посланию Евреям, является Сам Иисус Христос (Евр. 3:1; 4:14; 10:23). Некоторые исследователи полагают, что, используя определённый артикль со словом «исповедание» (Евр. 3:1), автор подчёркивает, что речь идёт не просто о вере в Бога, но об определённой сумме вероучительных положений, из которых центральным является вера в Богосыновство Христа (Евр. 4:14) и Его божественную власть (Евр. 1:1–5). Вера в Послании Евреям иногда толкуется как этическая добродетель, т.к. «отпадение от веры» понимается не столько как исповедание ложного учения, сколько как «отступление» от Бога перед лицом испытаний (Евр. 3:12, 14; 10:38–39). Главный пример «верности» дан Самим Христом, Который остался верным Богу Отцу и в страданиях, и смерти (Евр. 12:2). Пример веры дают пастыри общины, которым верующие должны подражать (Евр. 13:7). Неверие в Послании значит «попрание Сына Божия», непочитание «за святыню Крови завета» (Евр. 10:29). Небрежение к Божественным дарам, так же как и неподобающее поведение, делает людей «нечестивцами» (Евр. 12:16). Ряд мест в Послании Евреям приоткрывают отдельные стороны церковной жизни апостольской эпохи: упоминается таинство крещения (Евр. 6:2; 10:22), косвенно таинство евхаристии (Евр. 6:4–5). Автор понимает Христа как Первослужителя святых таинств, включающих «предложение хлебов» (ср.: Евр. 9:2). На Тело Христа указывают слова о «большей и совершеннейшей скинии нерукотворной», и о пролитии «Своей Крови», благодаря чему Христос «приобрёл вечное искупление» и совершил наше искупление (Евр. 9:11–12). Упоминание «Крови завета» (Евр. 9:20) многими также воспринимается как аллюзия на повествования о Тайной вечере (ср.: Мф. 26:28; Мк. 14:24; Лк. 22:20).

 



 
PR-CY.ru