ЕВСЕВИЙ, НЕСТАВ и ЗИНОН

ЕВСЕВИЙ, НЕСТАВ и ЗИНОН (ум. в 361–362 г.) – мученики Газские (память в Греческих церквах 1 сентября). Церковный историк Созомен сообщает, что во время гонения императора Юлиана Отступника (361–363 гг.) братья-христиане Евсевий, Нестав и Зинон в Газе (Палестина) сначала были брошены в темницу и подвергнуты побоям, а затем растерзаны толпой язычников, обвинивших их в том, что они «пользовались обстоятельствами прошедшего времени для истребления и оскорбления язычества» (в правление императора-христианина Констанция II, при котором имперское правительство, формально заявляя о своей терпимости к язычеству, под различными предлогами закрывало языческие святилища). Мучеников умертвили «жесточайшим образом»: их били палками и камнями, «женщины, выходя из-за станков, кололи их веретенами, а харчевники на площади то схватывали с очагов котлы горячей воды и выливали её на мучеников, то пронзали их вертелами». Тела мучеников сожгли за городом в том месте, где обычно сжигали трупы павших животных, и перемешали их кости с останками верблюдов и ослов. Однако по Божественному откровению останки мучеников были найдены некой христианкой, проезжавшей в то время через Газу, и переданы их родственнику, которого также звали Зиноном. Во время расправы над мучениками он бежал в соседний город Антедону, где также претерпел побои от язычников. При императоре Феодосии I Великом (379–395 гг.) Зинон стал епископом Газы (по мнению исследователей, более вероятно, Маюмы Газской – газского порта), воздвиг за городом молитвенный дом, в котором поместил мощи мучеников вместе с останками исповедника Нестора, который при жизни был другом Евсевия, Нестава и Зинона. Схваченный толпой вместе с братьями-мучениками, Нестор претерпел жестокие побои, но язычники, увидев его красивое лицо, сжалились и бросили его полуживого за городскими воротами. Он скончался в доме Зинона, несмотря на все усилия вылечить его. Юлиан Отступник, осудивший в послании к александрийцам убийство язычниками Александрийского епископа Георгия Каппадокийца (24 декабря 361 г.), в послании к жителям Газы даже не упомянул о происшедшем событии. Более того, император сместил тогдашнего правителя провинции Палестина Первая за то, что тот, поступив по закону, взял под стражу некоторых зачинщиков расправы над Газскими мучениками. В византийских синаксарях память Евсевия, Нестава и Зинона и исповедника Нестора со сказанием, основанным на известии Созомена, помещается под 20, 21 или 22 сентября. При этом в ряде случаев вместе с Газскими святыми упоминается мученик Вусирис, о кончине которого при Юлиане Отступнике в Анкире Галатийской также повествует Созомен. Память Газских мучеников была внесена в стишные синаксари и печатные греческие Минеи под 21 сентября и впоследствии под этим числом была включена в «Синаксарист» Никодима Святогорца и современные календари Греческих церквей. Память мучеников Газских не отражена в древних и средневековых (каролингских) мартирологах. Кардинал Цезарь Бароний внёс их имена в Римский Мартиролог на основании сведений из синаксарей при греческих печатных Минеях, однако произвольно поместил их память под 8 сентября.

 
PR-CY.ru