ЕВНОМИЙ - Страница 3

В отличие от Аристотеля Евномий не только строго различал, но и отделял энергию от сущности. В рождении Сына Бог «воспользовался не сущностью Своей, но одной волей. И через Сего (Сына) сотворил первейшего всех и большего Духа Святого Своей властью и повелением, действием же и силой Сына. После же Него всё остальное... сотворил через Сына». Исповедуя, что «Един Бог нерождённый, несозданный, несотворённый», Евномий понимал рождение Сына как сотворение, а происхождение Святого Духа как сотворение второго порядка: Сын «единороден, не имея однородного брата»; Святой Дух – «первое и наивысшее создание Единородного». Христология Евномия, как полагают исследователи, была традиционной арианской, т.е. полагающей, что Сын Божий воспринял плоть без человеческой души: «Не воспринял человека из души и тела». Настаивая на исключительной правильности термина «нерождённый» как обозначения сущности Бога, Евномий развил теорию именования. В порядке особого откровения Творец сообщает людям имена вещей: «Создавший природу даровал людям пользование как предметами именуемыми, так и самыми именами... название того, что дано, старее самого происхождения пользующихся оным». Слово «нерождённый» может иметь синонимы: «...Многие (имена), отличающиеся по звучанию, имеют то же значение, как: Сущее и Единый истинный Бог». От этих «соприродных» имён принципиально отличаются имеющие гораздо более низкий гносеологический статус имена, данные «по примышлению». «Соприродное» имя Божье выражает не какой-либо признак, но самое природу Бога: «Нерождённое – имя самой природы, и природа есть не что иное, как нерождённость». Притязая таким образом на абсолютное знание сущности Божьей, Евномий отрицал непостижимость Божью, апофатическую и онтологическую бездну между тварью и Творцом. Даже если не доказана подлинность фразы, приписанной Евномию историком Сократом Схоластиком: «О сущности Своей Бог знает нисколько не больше нашего» – скорее, это шарж полемизировавших с Евномием, – Евномий предстаёт радикальным рационалистом, несмотря на учение о богооткровенности имён. Крайности аномейства послужили разоблачению всех антиникейских течений: «Перед лицом этого возродившегося строгого арианства шаткие формулы противников «никейской веры» сразу разоблачились в своей непригодности». Однако учение Евномия представляло немалую опасность. При своей гностическо-неоплатонической триадологии он умел говорить о действии Бога в мире достаточно традиционным, церковным языком. Евномий развивал широкую пропаганду. По словам Григория Богослова, он «почитает для себя ущербом, если не привлечёт всех к своей погибели». Самые крупные богословы направили усилия к опровержению Евномия: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, а также Аполлинарий Лаодикийский (младший), Дидим Слепец, Епифаний Кипрский и Мопсуестийский епископ Феодор.



 
PR-CY.ru