ЕФРЕМ СИРИН

ЕФРЕМ СИРИН (около 306 – 373 гг.) – богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов церкви, преподобный (память 28 января; в католической церкви – 9 июня; в Сиро-Яковитской церкви – суббота пятой седмицы поста, 28 января, 19 февраля; в Маронитской – 27 января; в Церкви Востока – пятница пятой седмицы по Богоявлении – память сирийских Учителей). Многочисленные источники биографии Ефрема Сирина сравнительно поздние и, по мнению исследователей, не всегда надёжные. I. Предположительно автобиографические. Не сохранилось бесспорно принадлежащих Ефрему Сирину автобиографических произведений, а в подлинных работах свидетельств о его жизни немного. Два отрывка («Гимны против ересей», «О девстве») позволяют исследователям предположить, что родители Ефрема Сирина были христианами, что противоречит данным сирийского Жития Ефрема Сирина, согласно которому его отец был языческим жрецом. Хотя первая часть мадрашей о Нисибине (ныне Нусайбин, Турция) посвящена периоду жизни Ефрема Сирина в этом городе, прямых автобиографических сведений она не содержит. Существуют также приписываемые Ефрему Сирину тексты автобиографического характера, подлинность которых исследователи считают сомнительной (хотя некоторые исследователи, например, Артур Выыбус, считают их подлинными): 1. Сирийские. 1) Завещание Ефрема. Это произведение неоднократно издавалось. Ефрем Сирин говорит в нём от первого лица. Некоторые части являются поздними добавлениями. Сохранились греческий и армянский переводы. Начальные разделы Завещания, написанные в стихах, представляют собой указания Ефрема Сирина об организации его погребения, которое должно быть скромным. В других частях говорится о его учениках (названных по именам), содержатся рассуждения о Моисее и чародеях (не во всех рукописях) и рассказывается о встрече Ефрема Сирина со знатной женщиной по имени Лампротата (отсутствует в наиболее ранних рукописях). Строки 843–857 являются явным заимствованием из сирийского перевода «Лавсаика», который, в свою очередь, восходит к греческой апофтегме. Высказывались предположения, что в своей основе эта работа, содержащая многочисленные более поздние интерполяции, могла принадлежать самому Ефрему Сирину. 2) Стихотворный текст из западносирийского сборника богослужебных текстов «Фенкито», начинающийся словами «Как часто я был голоден». Это произведение, опубликованное патриархом Игнатием Ефремом II Рахмани, как полагают исследователи, не принадлежит Ефрему Сирину. 3) Стихотворный текст, начинающийся словами «О, утешь всех плачущих», А. Выыбус причислял к подлинным. Однако наличие в этом тексте прилагательного «ангельский», являющегося сирийской инновацией V в., не позволяет другим исследователям считать Ефрема Сирина автором. В любом случае биографический материал в этом произведении весьма скудный. 2. Греческие. Иосиф Симон Ассемани опубликовал два текста, из которых только во втором есть сведения биографического характера. А. Выыбус вопреки мнениям более ранних исследователей утверждал, что эти тексты являются переводами с сирийского и восходят к Ефрему Сирину.

 



 
PR-CY.ru