ЕВФРОСИН - Страница 3

Сборники Евфросина свидетельствуют о широте интересов книжника: наряду с житийными, аскетическими, учительными произведениями они включают выписки из летописей и хронографов, полемические сочинения против латинян, статьи канонического содержания, материалы по географии, астрономии, медицине, лексикографии, апокрифы, беллетристические сочинения и др. Особое внимание составитель уделил историческим сочинениям. В одном из сборников помещена, как полагают исследователи, принадлежащая Евфросину хронографическая компиляция, которая получила название Евфросиновский хронограф. Один из сборников содержит краткий летописчик Евфросина (наиболее ранний дошедший кирилло-белозерский летописчик), первоначально находившийся в одном из сборников Евфросина, где сохранилось начало. Среди статей летописного характера в сборниках Евфросина – записи о смерти русских князей и митрополитов, повествования о Крещении Руси и об основании епископских кафедр в Ростове и в Новгороде. Особое место занимает тема борьбы с татарами. Евфросин поместил в одном из сборников перечень татарских набегов с 1377 г. до пожара Москвы 10 апреля 1453 г. В этот же сборник включена переписанная Евфросином краткая редакция «Задонщины» инока Софония Рязанца (наиболее ранний список, заглавие («Задонщина») и редакция текста принадлежат Евфросину). В сборниках Евфросина также помещены «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хожение» игумена Даниила с пометами и комментариями книжника, Александрия Сербская, «Летописец вскоре» патриарха Никифора, «Повесть о Дракуле» и др. Внимание Евфросина привлекали также произведения с фольклорными сюжетами («Стих старина за пивом», Слово о хмеле, «О добрых и злых женах» и др.), апокрифы. В одном из сборников помещены апокрифические сочинения: «О иерействе Иисуса Христа», «Слово патриарха Афанасия Александрийского о Мельхиседеке», «Что есть ефуд», «Вопрос Анастасья Синайскаго», «О родословии отца Богородица Иосифа, обрученика Ея, известно». Об «отреченности» такого рода текстов Евфросин знал, т.к. переписал также и «Индекс запрещённых книг», а к одному из сочинений сделал приписку: «Сего во зборе не чти, ни многим являй». Списки произведений из сборников Евфросина во многих случаях являются старшими в русской традиции. Почти все они несут следы редакторской работы Евфросина. Книжник зачастую сокращал тексты, вводя отсылки к источникам (к Священному Писанию, к произведениям, переписанным Евфросином в других сборниках), зачастую кратко пересказывал сокращённый текст. Иногда Евфросин вставлял подходящие по теме выдержки из других произведений, вероятно, собственные тексты (его перу, как полагают исследователи, принадлежит вторая часть плача жён в «Задонщине» и другие фрагменты помещённых в его сборниках произведений). Тексты в редакции Евфросина впоследствии не получили распространения.



 
PR-CY.ru