ЕВФРОСИН, Елеазар - Страница 9

Служба Евфросину отсутствует в печатной Служебной Минее 1691 г. Однако в издании Пролога 1685 г., самом полном в XVII в., Житие Евфросина, в котором нет изложения споров о пении аллилуия, помещено под 15 мая. Канонизация Евфросина подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено 10 апреля 1987 г. по инициативе Псковского и Порховского митрополита Иоанна (Разумова). Старшие списки службы Евфросину датируются 1550 гг. В рукописях ХVI в. служба представлена в двух видах – как бденная с малой и великой вечернями (начало: «О преславное чудо, иже от младых ногтей тепле отлучился еси к постному течению») и бденная с великой вечерней (начало: «Отче богомудре Евфросине»). Автором канона является священник Василий (в надписании канона указано, что это «творение Васильево»), составивший также одну из редакций Жития святого. В надписании канона сообщается, что он содержит акростих «Евфросина похвалити разума, Боже мой, даруй ми». В тексте канона акростих не прочитывается. Александр Васильевич Горский и Капитон Иванович Невоструев установили, что канон Евфросину почти полностью совпадает с каноном из службы Пафнутию Боровскому, составленной Иннокентием. В заимствованные из канона Пафнутию песнопения священник Василий внёс изменения и дополнения, связанные с биографией Евфросина. В каноне псковскому святому есть оригинальные песнопения. В каждой песне к трём тропарям, заимствованным из канона Пафнутию, священник Василий добавил по тропарю. Их содержание связано с Житием Евфросина: в четвёртом тропаре первой песни повествуется об иноке, пожалевшем о данном в монастырь серебре; в третьем тропаре четвёртой песни и в третьем тропаре шестой песни священник Василий пишет о посрамлении святым «столпа философа» и о многих унижениях, которые Евфросин претерпел как от него, так и от других «неразумных людей»; в четвёртом тропаре седьмой песни священник Василий вспоминает о явлении «Богородицы» и «богоносных отцов» автору жизнеописания Евфросина. Некоторые из добавленных тропарей обнаруживают сходство с тропарями из служб преподобным Ефрему Перекомскому, Савве Вишерскому и др., исследователи полагают, что они заимствованы из Общей Минеи. Сходство службы Евфросину со службой Ефрему Перекомскому наблюдается и в других песнопениях (вторая стихира на литии и два седальна по первой стихологии). Несколько песнопений в службе Евфросину совпадают полностью или частично с песнопениями из службы Сергию Радонежскому. Отдельные темы в стихирах службы Евфросину находят соответствие не в редакции Жития Евфросина, созданной священником Василием, но в краткой редакции. Исследователи полагают, что священник Василий при составлении службы воспользовался текстами древних песнопений, посвящённых Евфросину. Служба Евфросину с каноном священника Василия печаталась в XVII в. в Минеях, в 1682 г. была исключена из богослужения, в 1980 гг. вошла в богослужебные Минеи в исправленном виде (без воспоминания споров о пении аллилуия и без описания явления Евфросина автору «Повести о сугубой аллилуии»).

 



 
PR-CY.ru