ЕВФРОСИН, Елеазар - Страница 2

Есть ещё три редакции Жития Евфросина, сохранившиеся каждая в единственном списке: проложная (Российская государственная библиотека, середина XVI в.) и две краткие (Российская государственная библиотека, XVII в.; Российская государственная библиотека, вторая четверть XVII в.). В.И. Охотникова предполагает, что эти редакции (так же как и редакция священника Василия) восходят к не дошедшей до нас краткой редакции Жития Евфросина, составленной в 1480 гг. Московский митрополит Макарий внёс Житие Евфросина в редакции священника Василия под 15 мая в Великие Минеи Четьи (Успенский и Царский списки), впоследствии текст без изменений вошёл в Тулуповские Минеи. В Милютинских Минеях, составленных в 1646–1654 гг., помещена лишь глава о кончине Евфросина из редакции священника Василия. Димитрий Ростовский не включил Житие Евфросина в «Книгу житий святых», но в издании 1762 г. указал на наличие в Прологе Жития святого. Год рождения Евфросина (1386 г.) определяется на основании Жития, где указано, что святой преставился в 1481 г. в возрасте 95 лет. Из родного села Евфросина (Виделебье) происходил также Никандр Псковский (ум. в 1581 г.). В списке Жития Евфросина из Российской государственной библиотеки содержится известие о церкви во имя святителя Николая в Виделебье. По происхождению Евфросин был, скорее всего, богатым крестьянином (в рассказе Жития о чуде с монахом Павлом он назван «мужиком», в завещании указана его собственность, вложенная в монастырь). Родители хотели, чтобы Елеазар женился, но он тайно ушёл в пригородный Снетогорский монастырь и принял там постриг (вероятно, за «вкуп» – обязательный вклад при поступлении в монастырь). По-видимому, между 1419 и 1424/1425 гг. Евфросин совершил путешествие в Константинополь для разрешения шедшего в Пскове спора о том, как петь славословие с аллилуия: повторяя аллилуия дважды («Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже») или трижды («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже»). Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», святой с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на реке Толве (в 25 верстах от Пскова). Согласно редакции священника Василия, это произошло в 6933 (1424/1425) г. Через некоторое время к Евфросину присоединился Серапион Псковский (ум. в 1480 г.), затем стали приходить другие искавшие иноческого подвига. По признанию Евфросина, сделанному в Уставе, принимать в пустынь монахов его заставило опасение «нахождения злых человек» (грабителей), о чём предупредили его «благовернии людие». Пустынь преобразовалась в общежительный монастырь – первый в Псковской земле, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Евфросина в редакции священника Василия, всенощные бдения в монастыре совершались по скитскому уставу. Евфросин удостоился явления ему святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, повелевших устроить в обители посвящённый им храм с приделом во имя Онуфрия Великого. Евфросин исполнил повеление (для Северной Руси посвящение престола Онуфрию Великому необычно, его почитание характерно больше для Полоцкой земли и Юго-Западной Руси).

 



 
PR-CY.ru