ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 6

Старшие русские пергаменные списки Российской национальной библиотеки (дефектный) и Исторического музея датируются второй половиной XIV в. Старший сербский список (в составе Торжественника минейного Исторического музея) относится к последней четверти XIV в. В состав Великих Миней Четьих включена также Похвала Евфимию Великому и Савве Освященному, написанная Кириллом Скифопольским, греческий прототип которой не обнаружен. Она помещена в Великие Минеи Четьи под 20 января (день памяти Евфимия Великого) и под 5 декабря (день памяти Саввы Освященного). Дублирование этого сочинения в Великих Минеях Четьих косвенно свидетельствует о том, что на Русь оно попало не в составе Четьих Миней, т.к. в противном случае имело бы точную календарную фиксацию. Исследователи полагают, что эта Похвала была написана к забытому впоследствии местному празднованию общего дня памяти Евфимия Великого и преподобного Саввы. По мнению исследователей, прекращение совместного празднования связано с разорением лавры Саввы Освященного в 614 г. Д.Е. Афиногенов высказал предположение о существовании корпуса сочинений Кирилла Скифопольского, в который входили Жития преподобного Саввы и Евфимия Великого, Похвала этим святым и, возможно, Житие Колонийского епископа Иоанна Молчальника. Исследователи полагают, что в последней четверти того же столетия болгарскими книжниками в Тырнове, в Константинополе или на Афоне был сделан перевод Метафрастовой версии пространного Жития Евфимия Великого, известный в ряде южнославянских ресавских и славяно-молдавских списков начиная с XV в. Поскольку имя преподобного в Средние века воспринималось как преимущественно монашеское, оно давалось, в основном, при постриге. Особо популярным было в XIV–XV вв., – по мнению исследователей, достаточно упомянуть Тырновского патриарха Евфимия, преподобного Евфимия Суздальского, двух Новгородских архиепископов XV в. с этим именем, епископов Евфимия Тверского и Евфимия Брянского (позднее Суздальского). Вопрос о посвящении Евфимию Великому церковных престолов в православных славянских странах и на Руси остаётся малоизученным, но оно не имело широкого распространения: например, в Москве в первой четверти XVII в. Евфимию Великому не было посвящено ни одного храма, включая придельные. Исследователи полагают, что ему могли посвящать, главным образом, приделы монастырских храмов, а в Болгарии, в Сербии и на Афоне – также отдельно стоящие парекклисионы. В Новгороде каменная церковь во имя Евфимия Великого была построена «в сенех» на Владычном дворе в Детинце в 1445 г. по повелению архиепископа Евфимия II как патрональная. Память Евфимия Великого отмечается уже в иерусалимском Лекционарии VI–VII вв., назначается общее последование «отцам». В грузинских Тропологиях X–XI вв. 20 января приводится последование Евфимию Великому. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв. содержится память Евфимия Великого, имеющая богослужебное последование: на Пс. 50 тропарь четвёртого гласа; служба на литургии включает прокимен «тяжкого» (т.е. седьмого) гласа из Пс. 63, Апостол – 2 Кор. 4:6–10, аллилуиарий со стихом из Пс. 91, Евангелие – Мф. 11:27–30, причастен Пс. 111:6b.

 



 
PR-CY.ru