ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 3

Так возникла лавра св. Евфимия (близ современного Хан-эль-Ахмара), которая была устроена по образцу Фаранской лавры. 7 мая 428/429 г. патриарх Ювеналий торжественно освятил церковь лавры. Несмотря на материальные затруднения, в лавре свято соблюдалось предписание Евфимия Великого о законе гостеприимства. С этим связано одно из чудес, совершённых им. Однажды, когда в лавру пришла большая группа армян-паломников, Евфимий Великий приказал накормить их, хотя Дометиан пытался возражать, напоминая о скудости монастырских запасов. Но когда он пошёл отворять кладовую, то не мог открыть дверь, так много оказалось там зерна. Аскетические воззрения Евфимия Великого, сохранившиеся в устной традиции, записанной Кириллом Скифопольским, достаточно традиционны для восточного монашества. Евфимий Великий учил, что одно из главных условий духовного совершенства монаха – послушание. Он также постоянно напоминал ученикам, что монах должен духовно бодрствовать, внимательно следить за всеми движениями души и за всеми помыслами. Евфимий Великий твёрдо хранил православную веру и стремился обратить или вернуть в православие других. Так, во время пребывания в монастыре Капарвариха он обратил в православие немало местных манихеев. Несмотря на приверженность к состоянию безмолвия и углублённой молитвенной практике, Евфимий Великий и его ученики были активно вовлечены в церковную жизнь. Перед поездкой на третий Вселенский собор (431 г.) епископа Петра Евфимий Великий предписал ему во всём следовать Кириллу Александрийскому и Мелитинскому епископу Акакию. Во время «разбойничьего» Собора в Эфесе (449 г.) преемник Петра, епископ сарацин Авксил (Авксолай), встал на сторону Диоскора и умер, навлекши на себя гнев Евфимия Великого. Полные драматизма события разыгрались в жизни Евфимия Великого после четвёртого Вселенского собора (Халкидонского; 451 г.). В нём участвовали его ученики – епископ Стефан и Иоанн, третий епископ сарацин, подписавшие определения Собора. Евфимий Великий одобрил их действия и также принял определения этого Собора. Однако затем монофизит Феодосий увлёк в ересь почти всех монахов Палестины и вдовствующую императрицу Евдокию, более того, ему удалось занять Иерусалимскую кафедру, на которой он пробыл около 20 месяцев. Поскольку Евфимий Великий отказался вступить в общение с Феодосием, тот послал к нему архимандритов Елпидия и Геронтия, с тем чтобы они переубедили Евфимия Великого. Но страстная речь Евфимия Великого в защиту определений Халкидонского собора произвела впечатление на Елпидия, который впоследствии вернулся в православие. Однако продолжающиеся нестроения в Иерусалимской церкви вынудили Евфимия Великого уйти в пустыню, где он оставался до тех пор, пока Феодосий не был низвержен, и Ювеналий не занял снова патриаршую кафедру (8 января 454 г.). Во время этого добровольного изгнания его сопровождали некоторые аввы, также под влиянием Евфимия Великого не признавшие Феодосия, например, Герасим Иорданский. Однако изгнание Феодосия не вернуло в православие палестинских монахов и императрицу Евдокию. В поисках истины она обратилась к Симеону Столпнику, который направил её к Евфимию Великому.

 



 
PR-CY.ru