ЕВФИМИЙ II Вяжицкий - Страница 6

В 1433 г. здесь была возведена большая парадная каменная палата (позднее по сходству с парадной палатой Московского Кремля её стали называть Грановитой или Евфимиевой). Из летописных источников исследователям известно, что палату вместе с новгородскими мастерами возводили «немецкие мастера из Заморья». На архиепископском дворе были также выстроены каменные служебные помещения: хлебная, поварня и сторожня. В 1436 г. возведена «часозвоня» – монументальное столпообразное сооружение с часами наверху. Евфимий II заботился о главном новгородском храме Святой Софии. В 1439 г. здесь, в частности, были оштукатурены и побелены стены. В 1450 г. по инициативе Евфимия II новгородские иконописцы расписали притвор собора у Корсунских врат, в 1456 г. для храма было отлито два больших колокола. В Вяжищской обители по заказу Евфимия II был построен каменный Никольский храм (1436–1438 гг., рухнул сразу после возведения и был отстроен заново), в 1456/1457 г. – каменная церковь во имя апостола Иоанна Богослова с трапезной. При Евфимии II строительство храмов зачастую осуществлялось «на старой основе», когда зодчие XV в., используя фундаменты и части стен обветшавших церквей, пытались имитировать в новых постройках некоторые черты старых. Так были возведены церкви Спаса Преображения в Русе (1442 г.) и Иоанна Предтечи на Опоках (1453 г.). Современные исследователи (В.И. Антипов) подчёркивают утилитарный характер такой практики – необходимость быстрой замены большого числа ветшавших храмов. Кроме того, на прежнем фундаменте восстанавливались неудачно возведённые постройки (из 50 каменных зданий, сооружённых при Евфимии II, не менее четырёх обрушились вскоре после окончания строительства). Мнение об антимосковской нацеленности «реставраторской» деятельности Евфимия II, будто бы стремившегося к утверждению Великого Новгорода как традиционного центра православия в противовес Москве, не находит у исследователей достаточных обоснований. Они отмечают определённое западное влияние в новгородском искусстве времени Евфимия II, в частности, сказавшееся в готической архитектуре Грановитой палаты владычного двора. Готические и романские черты они находят в панагиаре, заказанном Евфимием II в 1435 г. мастеру Ивану. Сохранилась грамота Евфимия II 1435 г. рижским «посадникам» и ратманам об обмене мастерами колокольного дела. По свидетельству Жития Евфимия II, святитель «от странных же или чуждых стран приходящих всех любовию приимаше, всех упокоеваше, всех по достоинству миловаше». Он был инициатором принесения в Новгород и реставрации бронзовых Магдебургских (Плоцких, Сигтунских, Корсунских) врат собора Святой Софии. Это уникальное произведение романского искусства было изготовлено между 1152 и 1154 гг. в Магдебурге для кафедрального собора в Плоцке (Польша). Врата украшены многочисленными барельефами (в том числе с портретами католических прелатов в торжественных облачениях) с латинскими надписями, при реставрации изображения были снабжены и славянскими надписями (датировка реставрационных работ временем Евфимия II была обоснована палеографическими данными).

 



 
PR-CY.ru