ЕВНУГОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ЕВНУГОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ – чудотворный образ в монастыре Хиландар на Афоне. Единственное свидетельство об иконе с таким названием содержится в записанном в Москве со слов участников хиландарского посольства 1558–1559 гг. рассказа о святынях этого монастыря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным, споведание о святых чюдотворных иконах, еже суть во Святей горе Афоньстей, в монастыри, глаголемем Хиландарь, како и что чюдодействують»). С Евнуговской иконой связано чудо, происшедшее «некогда», в один из праздничных дней, во время крестного хода; судя по контексту («едино поприще от монастыря к морю»), исследователи полагают, что он совершался в сторону приморского пирга Хрусия (или Василиев), именуемого в «Повести...» «Василиевым городком». Иноки, которые несли чудотворный образ, «неволею восхищени быша от некоя божественыя силы, и абие внесе их в море, вь дале единого врьжения стрелы». Там они были вынуждены «стояти на неодръжимей глубине, мало погрязши, яко час един, и паки изыдоша из моря невредими». С тех пор икона не выносилась за стены монастыря для участия в монастырских литийных процессиях «за страх морского ношения», но прославилась многочисленными от неё исцелениями (упоминается в «Повести...» без подробностей). Происхождение названия Евнуговской иконы исследователям неизвестно, в «Повести...» объяснений не содержится. По их мнению, оно не может быть возведено к нарицательному существительному «евнух» (притом, что появление в слове «г» вместо «х» объяснимо фиксацией русским писцом на слух произношения сербского рассказчика), поскольку ожидаемая форма прилагательного от него в данном случае – «Евнушеская». Исследователи полагают, что происхождение наименования иконы каким-то образом связано с названием селом Евнухово (сербское также Емнухово, Емьнухово; позднейшее греческое Мунухи (Мунух, Менухово), ныне Мавроталаса) в нижнем течении реки Стримон (Струма), являвшегося центром обширного монастырского владения (метохии) в Юго-Восточной Македонии, пожалованного Хиландару в 1318 г. византийским императором Андроником II Палеологом и принадлежавшего этой обители до конца XVIII в. Время пожалования определяет и предельно раннюю дату возможного появления иконы в Хиландаре. В позднейший период упоминания Евнуговской иконы в источниках неизвестны, среди современных чтимых икон Хиландара образ с таким названием не фигурирует. В монастырских преданиях XVIII–XIX вв. («Описание 20 монастырей Святой горы Афонской»; «Сказание о чудесах иконы Богоматери Троеручицы Хиландарской») сходный сюжет (представляющий осмысление и развитие изложенного) связывается с чудотворной иконой, именуемой Попская или «Правдолюбительница». По мнению исследователей, после середины XVI в. произошло слияние их почитания, или образ со временем получил другое название. Иконография неизвестна.

 
PR-CY.ru