ЕВАНГЕЛИКИ - Страница 2

Проповедники поколения Дж. Эдвардса и Дж. Уайтфилда практиковали массовую проповедь под открытым небом. В XIX в. идеи Дж. Эдвардса продолжал развивать Н. Тейлор, взгляды которого стали известны как «новая школа кальвинизма», или нью-хейвенское богословие. Во время второго «Великого пробуждения» в США (1800–1830 гг.) на передний план вышла фигура Чарльз Грандисон Финни, учение которого оказало решающее влияние на неоевангелизм ХХ в. Ч.Г. Финни отказался от кальвинистского учения о первородном грехе, рассматривая его только как нарушение морального закона. Он утверждал, что человек, обладая свободной волей, может сам избрать путь к спасению или к погибели. Но он принимал кальвинистское положение о предопределении избранности и о «неспособности святых к отпадению» (невозможности их отпадения от веры). Человек, по мысли Ч.Г. Финни, в течение жизни совершает ряд нравственных или безнравственных поступков импульсивно, а не в результате изменений, происходящих в нём под влиянием веры или её отсутствия. Поэтому нужно побудить его принять решение «присоединиться к Иисусу» непосредственно в момент проповеди. Внутреннее обращение и перемена жизни в соответствии с христианскими заповедями остаются на втором плане. Ч.Г. Финни был также одним из авторов и распространителей утопической идеи о преобразовании США в «Империю добродетели» (Benevolent Empire), считал, что для этого необходимо отменить рабство, бороться за принцип умеренности во всём (в основном, в употреблении алкоголя), поддерживать феминистские движения (он разрешил женщинам публично проповедовать) и делать всё, чтобы изменить социальную и моральную жизнь общества к лучшему. Эта идея была популярной в десятилетия, предшествовавшие Гражданской войне между Севером и Югом (1861–1865 гг.), хотя американские евангелики и расходились во взглядах на отмену рабства. Во второй половине ХIХ в., когда влияние евангеликализма в Великобритании уменьшилось, консервативные евангелики приняли систему диспенсационного премилленаризма, созданную британцем Джоном Нельсоном Дарби, который особо выделил момент тайного «вознесения» церкви перед наступлением «периода великой скорби». В конце этого периода наступит Армагеддон, когда, в частности, на стороне Антихриста будут выступать и армии с далёкого Севера (т.е. из России). После поражения Антихриста на земле, начиная с Иерусалима, на одну тысячу лет воцарится Иисус Христос со святыми, а после истечения этого срока Сатана будет освобождён для последней битвы и уничтожен. Затем воскреснут мёртвые, и наступит Судный день. Те люди, имён которых не окажется в Божьей книге жизни, будут повергнуты в ад, праведники будут жить с Богом в вечности. Для распространения идей Дж. Дарби много сделал Дуайт Муди, который создал Библейские институты в Чикаго и Лос-Анджелесе. В 1879 г. он познакомился с Сайрусом Ингерсоном Скофилдом. В 1909 г. была опубликована в версии короля Якова (King James English Version) «Библия Скофилда со справочным материалом» («The Scofield Reference Bible»), дополненная в 1917 г. и переработанная в 1967 г. и тогда же выпущенная под названием «Новая Библия Скофилда для её внимательного изучения» («The New Scofield Study Bible»).

 



 
PR-CY.ru