ЕВАНГЕЛИЕ ФЁДОРА КОШКИ

ЕВАНГЕЛИЕ ФЁДОРА КОШКИ – иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий-апракос (полный). Написана на пергамене уставом в два столбца (131,7х22,5, 227 листов), помещена в серебряный драгоценный оклад; происходит из ризницы Троице-Сергиевой лавры, где хранилась под №1. В тексте летописи по краям оклада Евангелия Фёдора Кошки указаны дата создания и имя заказчика: «В ле(то) 6900 (1392) м(еся)ц(а) м(а)рт(а) индикта 31 оковано бы(сть) е(уангели)е се при велицем князе Вас(и)льи Дмитриевич(и) Всеа Рус(и) при пре(ос)в(я)щ(ен)н(о)м Киприя(не) митрополии(те) Киевском Всея Ру(си) повеленьем раб(а Бо)жья Федора Андреевич(а)». Александр Иванович Яцимирский сомневался в точности надписи, считая её неоконченной, без указания единиц и десятков даты, с ошибочным упоминанием индикта. Владимир Константинович Трутовский первым отождествил «раба Божья Фёдора Андреевича» с боярином Фёдором Андреевичем Кошкой, служившим при великих князьях Дмитрии Иоанновиче Донском (ум. в 1389 г.) и его сыне Василии I (1389–1425 гг.). Он также подверг сомнению правильность надписи, поддержав предположение об отсутствии или о пропуске обозначений единиц и десятков, что допускает датировку оклада около 1392–1401 гг. О значительности фигуры Фёдора Кошки, который был одним из душеприказчиков великого князя, свидетельствует его присутствие наряду с Сергием Радонежским при подписании так называемой второй духовной грамоты князя Дмитрия между 13 апреля и 16 мая. По мнению исследователей, создание рукописи носило обетный характер (не исключено, что в соответствии с пожеланием великого князя). Степан Борисович Веселовский видел в некоторых изображениях на окладе святых, соимённых семейству Кошки. Гипотеза о том, что Евангелие Фёдора Кошки как напрестольное предназначалось для великокняжеского Благовещенского собора, обрушившегося и перестроенного в 1416 г., позволяет исследователям объяснить позднейшие дополнения, внесённые в кодекс. Косвенным подтверждением этой гипотезы является оклад напрестольного Евангелия 1568 г., созданный по заказу Ивана IV и повторяющий оклад Евангелия Фёдора Кошки; исследователи предполагают, что образец для подражания был избран осознанно и следует раннему служебному кодексу великокняжеского дворцового храма. На основе записей во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря Евангелие Фёдора Кошки отождествлено специалистами с кодексом, вложенным в обитель преподобного Сергия Фёдором Андреевичем Голтяевым, потомком Фёдора Кошки: «Евангелие большое в десть на харатье опракос, обложено серебром сканью, а заставицы и строки, и слова большие писаны золотом. А писано то Евангелие в отписных ризных книгах 83-го (1574/1575) году 1 Евангелие, а в котором году дано, того не написано». Голтяевы занимали видное положение в московской боярскойсреде и были тесно связаны с Троице-Сергиевым монастырём, являясь активными дарителями между 1428 и 1432 гг., а также около 1445 г.



 
PR-CY.ru