«ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» - Страница 4

Члены комиссии, не удовлетворившись парижскими извлечениями, просмотрели присланные «Введение...» и «Евангелие вечное», отмечая ошибочные и еретические места и выписывая довольно представительные цитаты. Протоколы заседаний комиссии вместе с извлечёнными из книг фрагментами сохранились в парижской рукописи и были изданы в конце XIX в. 8 июля 1255 г. на заседании комиссии были представлены дополнительные подозрительные извлечения из сочинений Иоахима, также приобщённые к протоколам. После окончания работы комиссии папа Александр IV вынес своё решение в мандате от 23 октября 1255 г., направленном Парижскому епископу Ренальду из Корбея: «По совету наших братьев (т.е. членов комиссии) мы постановили, что (эта книга) должна быть уничтожена». Папа особо отметил, что следует уничтожить и выписки из книги, по-видимому, подразумевая подготовленный парижскими богословами список заблуждений. 4 ноября того же года папа направил в Париж ещё один мандат, в котором полностью повторил содержание предыдущего, а также просил Парижского епископа позаботиться о том, чтобы история с «Евангелием вечным» не оказала негативного влияния на репутацию ордена францисканцев, к которому принадлежал автор книги. Сам автор был осуждён руководителями францисканского ордена и сослан на родину, в Италию, где прожил ещё не меньше десяти лет. Руководство ордена позаботилось также и о том, чтобы предотвратить подобные происшествия в будущем: по свидетельству автора «Хроники» Салимбене из Пармы, «из-за истории с этим самым Герардином было предписано впредь не издавать ни одного нового сочинения без ведома ордена и если оно не будет одобрено министром и дефинитором в провинциальном капитуле». По сохранившимся в парижских извлечениях и протоколах кардиналов выпискам исследователи приблизительно реконструируют реальное содержание «Введения в Евангелие вечное». Прежде всего, особое внимание автор книги уделил учению Иоахима о трёх эпохах, или «веках», составляющих мировую историю. Согласно Иоахиму, человеческий род проходит через три духовных состояния, которые он отождествлял с тремя заветами: Ветхим Заветом, Новым Заветом и неким третьим заветом. Соотнося эту схему с христианским учением о Троице, Иоахим утверждал, что Ветхий Завет есть завет Бога Отца, Новый Завет – Бога Сына, а третий завет должен стать заветом Святого Духа. Согласно Иоахиму, третий завет хронологически начался со времени Бернарда Клервоского (XII в.), но полного расцвета и явственности должен достигнуть позднее: следуя выкладкам Иоахима, автор «Введения...» датировал это 1260 г. С наступлением этого «Царства Духа Святого» Евангелие буквы упразднится, чтобы уступить место Евангелию Духа, в лоно Римской церкви войдут отторгнутые от неё греки и иудеи, и церковь апостола Петра претворится в церковь апостола Иоанна как автора книги Откровение, на которой основывался Иоахим. Все эти идеи обнаруживаются как во «Введении...», так и в самом «Евангелии вечном».

 



 
PR-CY.ru