«ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ»

«ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» (лат. «Evangelium aeternum») – библейское выражение, которое в Средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского (около 1132 – 1202 гг.). Слова «Евангелие вечное» встречаются в новозаветной книге Откровение Иоанна Богослова в контексте описания событий, предшествующих Суду Божию, в повествовании о трёх Ангелах, возвещающих грядущий Суд: «И увидел я другого Ангела, летящего посередине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6). Андрей Кесарийский в «Толковании на Откровение Иоанна Богослова» не даёт подробного объяснения этого места, замечая лишь, что «Евангелие называется вечным, поскольку заключено было в предведении Божием до начала века». В средневековом трактате «Толкование на семь видений книги Апокалипсис», который приписывался Медиоланскому епископу Амвросию, но в действительности написанном в IX в. монахом Беренгаудом из Ферьера, фрагмент, посвящённый рассказу о трёх Ангелах, понимается как относящийся ко всему времени между Первым и Вторым пришествиями Христа и символически обозначающий события этого времени, причём первый («другой», т.е., по мнению толкователей, не такой, как обычные ангелы) Ангел, который несёт «Евангелие вечное», отождествляется, прежде всего, с Самим Христом, а также с апостолами и всеми последующими проповедниками Евангелия: «Этот Ангел обозначает Христа, Его апостолов, и всех прочих проповедников Христовых». Беренгауд поясняет также, в чём смысл того, что Ангел несёт «Евангелие вечное»: «Говорится, что он имеет вечное Евангелие, поскольку евангельское учение было дано Христом апостолам и прочим проповедникам, чтобы они проповедовали его язычникам». «Вечным» это Евангелие называется потому, «что оно дарует вечность всем исполняющим его». Под «живущими на земле» Беренгауд предлагал понимать язычников, которые «ищут лишь земного и всю надежду свою возлагают на земное». При таком толковании «Евангелие вечное» отождествлялось с Евангелием Христовым, возвещаемым для обращения к Богу погрязших в земных заботах людей на протяжении всей истории христианства, а вовсе не каким-то новым, «дополнительным» Евангелием. Точно так же понимал это место из книги Откровение Иоанна Богослова Иероним Стридонский, который указывал, что одно и то же хранимое и проповедуемое церковью Евангелие может называться в Священном Писании разными именами: «Евангелие Иисуса Христа» (ср.: 2 Кор. 2:11), «Евангелие спасения» (ср.: Еф. 1:13), «Евангелие вечное» и др. Беда Достопочтенный предлагал под «серединой неба» понимать середину церкви, где проповедники возвещают «Евангелие вечного царства». Валафрид Страбон  указывал также на то, что «Евангелие вечное» называется так, поскольку «оно преподаёт вечную проповедь и приводит соблюдающих его в вечность» (ad aeternitatem).

 



 
PR-CY.ru