ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 9

В Уставе московского Успенского собора (около 1634 г.) говорится: «Месяца апреля в один день преподобному Еуфимию Суждальскому благовест в лебедь, трезвон средней, а поют с полиелеосом». Преподобный упомянут в синодике Недели Православия Успенского собора. Акафист Евфимию издан в Санкт-Петербурге в 1873 г. (переиздан: Суздаль, 2002 г.). В начале XX в. память Евфимия праздновалась четыре раза в году: 1 апреля (день кончины), 4 июля (день обретения мощей), 22 февраля (память перенесения мощей в 1657) и в девятую Неделю после Пасхи (по случаю переложения мощей в 1823 г. в новую раку), при последнем празднестве совершался крестный ход вокруг монастыря. В 1904 г. монастырь торжественно отметил 500-летие кончины Евфимия, 3-4 июля 1907 г. в Суздале праздновалось 400-летие обретения мощей преподобного. Имя Евфимия включено в Собор Радонежских святых (празднование установлено в 1981 г.) и в Собор Владимирских святых (празднование установлено в 1982 г.). 14 апреля 2004 г. в Суздале отмечалось 600-летие преставления Евфимия, в этот день в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря была отслужена первая за 80 лет Божественная литургия, которую совершил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). Как полагают исследователи, на рубеже XVII и XVIII вв. сложилась традиция ежегодных крестных ходов с иконой Евфимия. Наиболее раннее свидетельство об этой традиции – записная книга лиц, принимавших участие в крестном ходе с иконой Евфимия, которая датируется 1736 г. Распоряжением Суздальского и Юрьевского митрополита Сильвестра (Гловацкого) от 29 сентября 1759 г. было запрещено «тот образ к крестному из соборной церкви хождению приносить», т.к. в консистории «указов и определениев не отыскано», а «от тех иеромонахов, когда оное крестное хождение куда придёт... случается быть некоторое неблагообразие». Крестные ходы были возобновлены при епископе Геннадии (Драницыне), в 1768 г. было позволено образ «приносить духовно монашествующим по прежнему обыкновению». Крестные ходы продолжались в XIX – начале XX вв. Как правило, вместе с другим чтимым образом (Корсунской иконой Божьей Матери) образ Евфимия приносился «при иеромонахе и послушниках монастыря как в дома суздальских городских обывателей, так и в ближайшие селения». В начале XX в. икона приносилась в уездные города Александров (1902–1908 гг.), Вязники (1902–1906 гг.), Ковров (1906 г.), Муром (1902–1906 гг.), Шую (1902–1907 гг.), в промышленные центры, многие из которых являлись центрами старообрядчества: в город Иваново-Вознесенск (ныне Иваново) и в село Кохма Шуйского уезда (1903–1904 гг.), на Гусевскую хрустальную фабрику (ныне Гусь-Хрустальный; 1902, 1905 гг.), в слободу Мстёра Вязниковского уезда (1901 г.) и др. В церковно-исторической литературе можно найти утверждение, что уже в начале XVI в. в каменном монастырском Преображенском храме во имя Евфимия был освящён престол. К возведённому, по-видимому, в 1550–1560 гг. монументальному 4-главому Преображенскому собору, вероятно, в то же время был пристроен придел во имя Евфимия. В конце XVI в. известна церковь во имя Евфимия, которая находилась под горой, где первоначально стоял нижегородский Печерский монастырь; храм пострадал 18 июня 1597 г. во время оползня, разрушившего обитель.

 



 
PR-CY.ru