ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 5

Исследователи предполагают, что в Житии неверно указан возраст Евфимия в то время, когда создавался Спасо-Преображенский монастырь: Л (30) стоит вместо похожего М (40). Если же считать, что Евфимию было тогда 46 лет, то учреждение обители можно отнести к 1362 г. В таком случае преподобный управлял монастырём не 52 года, как указано в Житии, но 42 года. Князь Борис Константинович и его потомки самым тесным образом были связаны со Спасо-Евфимиевым монастырём. В монастырском синодике записан «род благоверного великого князя Бориса Суждальского, иже созда Спасов Евфимиев монастырь». Как утверждает Житие, благодаря щедрым пожертвованиям Бориса Константиновича Евфимий быстро отстраивал обитель («съгради кельи множество на собрание иноком»), построил церковь во имя Иоанна Лествичника с каменной трапезной и каменными же погребом и пекарней под ней. Евфимий также получил пожалование от Даниила Борисовича – воды и рыбные ловли в Гороховецком уезде. Поскольку в обители собралось более 300 насельников, эта трапезная оказалась мала, и Евфимий построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца «и к неи пригради трапезу велию древяну». Известно предание о том, что Евфимий собственноручно выкопал в монастыре колодец и завёл пчельник. Устав монастыря был общежительным, в нём строго соблюдались правила послушания и нестяжания. Никто из иноков не имел личного имущества, Евфимий, любя «худость», круглый год носил жёсткий овчинный тулуп, зимой терпя стужу, а летом изнывая от зноя. В обители поддерживалось благочиние – молчание во время церковной службы и за трапезой, запрет инокам выходить из своих келий, кроме посещения церковной службы и «великыа нужа». Евфимий принимал и кормил многочисленных странников, т.к. его монастырь стоял «на распутиях мнозих»; милостыню ему зачастую приходилось подавать тайно, чтобы избежать роптания братии; он прощал долги, выкупал несостоятельных должников «и от насилия от злых судеи бедою одержимых токмо словом своим избавляя». В пространной редакции Жития Евфимий назван собеседником Сергия Радонежского, в Житии сообщается, что суздальский подвижник приходил в Сергиев Троицкий монастырь. Иосиф Волоцкий в послании печатнику и казначею Ивану Ивановичу Третьякову-Ховрину в декабре 1510 г. – январе 1511 г. писал о том, что была «брань Кипреану митропалиту со игуменом сь Еуфимьяном Спасьского манастыря, что в Суздале, – не велел был звати Еуфимий Кипреяна митропалитом». Не решившись наложить на Евфимия наказание, «Кипреян митропалит бил челом великому князю Василью Дмитреевичю», который и «доспел тому делу конець на Москве по свидетельству священных правил». Непризнание Евфимием Киприана митрополитом, по-видимому, было следствием того, что между Киприаном и наставником Евфимия (Дионисием) в начале 1380 гг. существовало соперничество в отношении возглавления Русской церкви. Кроме того, в 1392–1394 гг. митрополит Киприан предпринял попытку отторгнуть от Суздальской епархии Нижний Новгород и Городец. Преставление Евфимия, согласно пространной редакции Жития, последовало 1 апреля 6912(1404) г. В краткой редакции Жития указан день без года.

 



 
PR-CY.ru