ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 4

Исследователи предполагают, что Покровский монастырь был создан на принадлежавших князю Андрею пригородных суздальских землях. Первой настоятельницей Покровского монастыря стала двоюродная сестра Евфимия (племянница матери), до того подвизавшаяся в суздальском во имя мученика Александра Перского монастыре. О времени основания Спасо-Евфимиева монастыря высказывались различные предположения. В церковно-исторической литературе XIX в. в качестве времени освящения первой монастырской церкви можно встретить 1354 и 1357 гг., но эти даты исследователи считают ничем не обоснованными. Павел Михайлович Строев (1796–1876 гг.) без каких-либо аргументов относил это событие ко времени около 1360, к нему присоединился Иван Александрович Голубцов (1887–1966 гг.). В XX в. делались попытки согласовать дату создания обители с указанием Жития Евфимия на нижегородско-суздальское княжение Бориса Константиновича. В.А. Колобанов полагал, что Борис Константинович занял Суздаль после примирения со старшим братом Димитрием (Фомой) Константиновичем в 1365 г. и оставался там до 1383 г., причём с 1365 по 1374 гг. в Суздале не было епископа, именно к 1365–1374 гг. исследователь и относит построение монастыря. Однако после 1365 г. уделом Бориса Константиновича был Городец, а не Суздаль, который находился под контролем князя Димитрия (Фомы) и его детей; кроме того, в это время князь Борис был занят многочисленными военными походами, поэтому данная датировка не может быть принята другими исследователями. Борис Михайлович Клосс (род. в 1932 г.) предложил считать годом рождения Евфимия 1347-й, предположив, что переписчик Жития написал в числе лет жизни святого П (80) ошибочно вместо Н (50), в таком случае Евфимий прожил 58 лет. Из этой гипотезы следует, что основание Спасо-Евфимиева монастыря нужно отнести к 1383 г., когда Борис Константинович действительно стал великим князем Нижегородско-Суздальским. Однако такой расчёт не согласуется с житийным указанием на 52 года пребывания Евфимия во главе основанной им обители. Но и в последнем случае исследователи считают написанное в Житии число лет ошибочным: вместо стоящего в Житии Н (50) они предполагают первоначальное, близкое по написанию К (20), в таком случае срок управления Евфимием монастырём составит 22 года, а датой создания обители является 1383 г. Последние предположения не могут быть приняты всеми, т.к. создают существенные противоречия в тексте Жития, которое сообщает, что Дионисий отправил Евфимия из Печерского монастыря, будучи игуменом, но в 1374 г. Дионисий был хиротонисан во епископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого (полностью недостоверным становится сообщение Жития об основании Евфимием по желанию князя Андрея Константиновича Покровского монастыря). Предлагаемая датировка создания Спасо-Евфимиева монастыря временем между 1355 и 1363 гг. также вносит противоречия в хронологию Жития, но их исследователи считают незначительными. Если признать, считают они, что Евфимию при основании монастыря было 36 лет, рождение святого следует отнести к периоду между 1319 и 1328 гг., что не соответствует сообщению Жития о 88 годах жизни преподобного, скончавшегося, по летописным свидетельствам, в 1404/1405 г.

 



 
PR-CY.ru