ЕВФИМИЙ Суздальский

ЕВФИМИЙ Суздальский (1316? – 1404/1405 гг.) – основатель и первый настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря, преподобный (память 1 апреля, 4 июля, 23 июня – в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых, 6 июля – в Соборе Радонежских святых).  Основным источником сведений о преподобном является его «Житие», сохранившееся в нескольких редакциях (краткой, пространной и двух проложных). Исследователи считают, что наиболее ранней, по-видимому, является проложная редакция, которая читается в Стишном прологе из библиотеки Восточного папского института в Риме (конец 1510 – середина 1520 гг., обнаружена Анатолием Аркадьевичем Туриловым). Исследователь относит создание текста к периоду между 1479 г. и началом XVI в., считает его псковским по происхождению. По наблюдению А.А. Турилова, автор данной редакции располагал о Евфимии сведениями в объёме месяцесловной памяти и потому построил «Житие» на почти дословном заимствовании из проложного «Жития» Бенедикта Нурсийского. Наиболее ранней редакцией, последовательно излагающей жизнеописание Евфимия, является краткая редакция «Жития» преподобного, её старший список находится в Центральном архиве Нижегородской области (1510 – начало 1520 гг.). Введение этого списка в научный оборот Татьяной Владимировной Черторицкой опровергло мнение Василия Осиповича Ключевского о том, что краткая редакция является сокращением пространной (сомнения Т.В. Черторицкой в авторстве Григория в отношении пространной редакции Жития Евфимия исследователям представляются необоснованными), а также предположение Владимира Александровича Колобанова о том, что автором обеих непроложных редакций был в 1540 гг. инок Спасо-Евфимиева монастыря агиограф Григорий. Исследователи считают, что, скорее всего, краткая редакция была составлена в конце 1510 гг. в связи с завершением строительства в Спасо-Евфимиевом монастыре каменного Преображенского храма, в ходе которого были обретены мощи преподобного (собор строился с 1514 г. до около 1517–1518 гг.), в её тексте уже упоминается рака с мощами Евфимия. Краткая редакция сопровождается тропарём и двумя кондаками святому. Во второй половине XVI в. появилась пространная редакция Жития Евфимия (старший список – начало 1580 гг.). Она построена на основе краткой редакции, дополненной по одному из вариантов Жития Сергия Радонежского, составленному Пахомием Логофетом. Эта редакция обычно сопровождается описанием чудес Евфимия и Похвальным словом святому. Автором пространной редакции является инок Спасо-Евфимиева монастыря Григорий (его имя упоминается в заголовках двух списков). Наиболее полный вид пространной редакции содержит описание 14 чудес Евфимия (о нескольких последних чудесах автор пишет как непосредственный свидетель). Составление первоначальной пространной редакции исследователи относят к концу 1550 – началу 1560 гг. В пространной редакции Жития Евфимия изложены многие факты и подробности, отсутствующие в краткой редакции. Григорий также является автором службы Евфимию, содержащей два канона. На основе сокращения краткой редакции, главным образом, за счёт опущения цитат из Священного Писания, была составлена ещё одна проложная редакция Жития Евфимия, представленная тремя списками первой трети XVII в.

 



 
PR-CY.ru