ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА - Страница 5

На заседании Священного Синода РПЦ 21 августа 2007 г. были учреждены посвящённые Евдокии Димитриевне награды – орден и медаль Евфросинии Московской. Ими награждают женщин за особые заслуги в деле укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развития социального служения церкви. В 2007 г. Региональный благотворительный общественный фонд им. великой княгини Евдокии Московской учредил общественную награду – знак великой княгини Евдокии Московской, который вручается Патриархом Московским и всея Руси женщинам, внёсшим особый вклад в возрождение России. 13 июля 2015 г. постановлением Священного Синода РПЦ установлено празднование общей памяти святых благоверных князя Дмитрия Ивановича Донского и княгини Евдокии 19 мая. Наиболее ранние изображения Евдокии Димитриевны встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода 1570 гг. в первом и втором Остермановских томах, где ей, в частности, посвящён отдельный цикл. Впервые её образ появляется под 1366 г., где сообщается о свадьбе великого князя Дмитрия Донского. Бракосочетание в Лицевом летописном своде обычно иллюстрируется сценой венчания или брачного пира, здесь избран второй вариант – юный безбородый князь в княжеской шапке и Евдокия Димитриевна в городчатом венце и белом плате сидят в центре за полукруглым столом с кубками в руках. Слева и справа представлены гости: мужи – за князем, жёны – за княгиней, действие происходит на условном архитектурном фоне. Сюжет другой миниатюры – рождение в 1374 г. в Переяславле третьего сына великого князя Дмитрия – Юрия. Изображение, близкое к иконописным изводам рождества святых, разделено на два регистра: в верхнем – на фоне палат Евдокия Димитриевна полулежит на ложе, справа в отдельном покое стоит князь, которому подносят спеленатого младенца; в нижнем – сцена крещения младенца, над купелью изображён Сергий Радонежский, справа от него – князь с княгиней, слева – группа людей. Иллюстрируя текст, художник точно следует за сообщением летописца о том, что в это время в Переяславле находились Суздальский князь Дмитрий Константинович с княгиней и «бяше съезд велик». В композицию рождения и крещения последнего сына великого князя Дмитрия Донского – князя Константина, появившегося на свет в 1389 г., за четыре дня до кончины отца, включено изображение лежащего на одре князя. Композиция следующей миниатюры (прощание князя с родными и его преставление) открывает цикл из 17 иллюстраций к повести «Слово о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго». Образ Евдокии Димитриевны, присутствующий в каждом изображении, придаёт лирическую тональность циклу, её союз с князем Дмитрием прославляется как пример христианского супружества. Оставив без иллюстраций ту часть повести, где автор воспевает мудрое правление, благочестие и ратное мужество князя, художник сосредоточил внимание на рассказе о его преставлении. Призывая бояр продолжить верное служение, он также на первое место поставил имя Евдокии Димитриевны: «Послужити княгине моей Евдокее и чадом моим». Исключительная роль Евдокии Димитриевны подчёркнута тем, что её фигура помещена у изголовья ложа, на котором лежит умирающий князь.

 



 
PR-CY.ru