ЕРМИНИЯ

ЕРМИНИЯ (истолкование, разъяснение, наставление) – руководство, справочник для иконописцев. Такого рода компилятивные сочинения в Греции и на Балканах назывались также «типикон», «трактат», «сказание». Круг вопросов, затрагиваемых в «Ерминии», касается как общих, так и конкретных наставлений по иконографии. Справочник содержит объяснения композиций, перспективы, рассуждения о пропорциях, рисунке, прорисях, указания о технике живописи (темперной, стенной, масляной) и эмали, а также о составе красок, пигментов и связующих элементах с объяснением последовательности наложения красочных слоёв, с перечнем рецептов покрывных лаков, методов реставрации и др. Иеромонах Дионисий из Фурны, Фурноаграфиот (около 1670 – 1744 гг.) первым в «Ерминии» (около 1730 – 1733 гг.) объединил иконографические и технические наставления, бытовавшие до того в отдельных сочинениях. Исследователи отличают «Ерминию» от текстов, известных как иконописные подлинники, которые принадлежат к русской традиции. К «Ерминии» примыкают тематически близкие шесть сербских рукописей XVII–XVIII вв. Для исследователей очевидна связь с «Ерминией» текста русского «Троицкого сборника» (вторая половина XV в.), содержащего, в частности, 16 живописных рецептов, почерпнутых из южнославянских и греческо-византийских источников. «Ерминии» XVI–XVIII вв. известны лишь по поздним рукописным спискам. Протографы сохранились только в болгарской «Ерминии» начиная с 1830 гг. Все они, за исключением «Ерминии», написанной Панайотисом Доксарасом (1662–1729 гг.), фигурируют в контексте восточнохристианского искусства. Византийские «Ерминии» не сохранились, поздние встроены в единую традицию, охватывающую период от античности (Витрувий, Плиний Старший) до времени их написания или составления. Цитаты из византийских трактатов о живописных техниках (рецепты приготовления твореного золота и красок, начала XVI в.) присутствуют в латинских средневековых манускриптах. Ювелир Рогер из Хельмарсхаузена, известный под псевдонимом Теофил Пресвитер, упомянул в первой четверти XII в. в прологе своей книги «О разных искусствах» о том, что в Греции известны разные виды и способы смешивания красок. Средневековые трактаты западных авторов продолжают античную традицию компилятивных сочинений: «Рукопись из Лукки» (VIII в.), сборник анонимных авторов «Ключик к живописи» (первая редакция – IX в.; вторая, пространная – XII в.) и трактат сходного содержания (о красках, о золочении, об обработке драгоценных камней и проч.) Ираклия «О красках и искусствах римлян» (XII–XIII вв.). Пишущих по-гречески авторов «Ерминий» конца XVII – первой половины XVIII в. П. Доксараса, Дионисия Фурноаграфиота, Христофора Жефаровича (1690–1753 гг.) объединяет помимо конфессиональной принадлежности ориентация на поствизантийское искусство. В кругу исследователей интерес к «Ерминиям» появился с 1831 г., когда греческим иконописцем Е. Димитрием, работавшим в церквах Греции, Македонии и Германии (Мюнхен), было сделано сообщение в немецком журнале «Kunst-blatt» об анонимной греческой «Ерминии» 1820 г.

 



 
PR-CY.ru