ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ - Страница 3

Проложное Житие «блаженной монахини Елены» сопровождает службу Милутину в списке XVI–XVII вв. Краткое Житие Елены Анжуйской, «чудотворице, госпожде срьбскаго езика», помещённое под 8 февраля в стишном Прологе библиотеки Троицкого монастыря близ Плевли, было переписано в 1663/1664 г. на Афоне. Согласно Житию, написанному архиепископом Даниилом, через три года после кончины Елена Анжуйская явилась во сне некоему иноку монастыря Градац и приказала извлечь её тело из земли и открыть для приходящих в храм. Игумен монастыря письменно известил о явлении епископа Рашского Павла, который прибыл в монастырь и после соборного всенощного пения и моления открыл гробницу и обнаружил тело святой, «яко в росе лежащее, цело (чистое) нерастленное». Мощи с пением молитв и псалмов положили в раку и поместили перед иконой Спасителя (современное местонахождение раки неизвестно). До XVIII в. мощи были в гробнице, куда, вероятно, были положены во время турецкого господства, в правой части наоса собора в Градаце под ктиторской композицией. После разорения саркофага они хранились под сводом часовни в левой части наоса храма, а затем на престоле временного алтаря. С именем Елены Анжуйской связан чудотворный крест, вложенный ею в монастырь Сопочани. Предполагается, что крест находился в монастыре до 1430 гг., а потом был перенесён деспотом Георгием (Гюргом) Бранковичем в Венгрию, откуда попал в Вену, где хранился среди дворцовых реликвий Габсбургов. В XVIII в. частицами этого креста одаривали новорождённых принцев и принцесс, которые носили их в шёлковых мешочках на шее. Центром почитания Елены Анжуйской является монастырь Градац, празднование совершается в день памяти равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Окрестные жители часто именуют монастырь и его собор «Света Ела». Посвящения храмов Елене Анжуйской неизвестны. Свидетельства её почитания за пределами Сербии отсутствуют. Отсутствует и отдельная служба Елене Анжуйской. Она упоминается в службе королю Милутину (30 октября), написанной в конце XIV – начале XV в. Сербским патриархом Даниилом III, в первой стихире на великой вечерне, в третьем и четвёртом тропарях шестой песни канона и во втором тропаре восьмой песни как «прекрасная» и «преславная» мать святых королей. Прижизненные и посмертные изображения Елены Анжуйской довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Пётр и Павел» конца XIII в., вложенной в собор апостола Петра в Риме и ныне находящейся в Ватикане, и вместе с Милутином – на датируемом примерно тем же временем образе святителя Николая, хранящемся в соборе в Бари. Изображения Елены Анжуйской в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в монастыре Джурджеви Ступови (1282/1283 г.) и соборов в Арилье (около 1295 г.), Градаце (не сохранилось), Сопочани и Грачанице; в двух последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях монастыря Градиште (1620 г.) Елена Анжуйская изображена с короной в богатом облачении.



 
PR-CY.ru