ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ

ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ (вторая четверть XIII в. – 1314 г.) – святая сербская королева (память 30 октября, 8 и 15 февраля), жена короля Стефана Уроша I, мать святых королей Стефана Драгутина и Стефана Уроша II Милутина. Год и место рождения Елены Анжуйской неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, как полагают исследователи, в Италии (в византийских владениях крестоносцев) или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (её представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Елену Анжуйскую «сестрой»); более конкретные данные о её семействе отсутствуют. Прозвище Анжуйская применительно к ней употребляется в научной литературе с конца 1950 гг., начиная со статьи Г. Суботича. Житие Елены Анжуйской, написанное вскоре после её смерти архиепископом Печским Даниилом II (около 1274 – 1337 гг.), и документальные источники рисуют два образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Елена Анжуйская получила хорошее образование, владела несколькими языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию, родила пятерых детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в монастыре Студеница) и двух дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизвестна). На протяжении большей части жизни она сохраняла приверженность католической церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болгарского царя Георгия I Тертера. Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола. Основала францисканские монастыри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским монастырям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на реке Бояне (там сохранились латинские надписи с именами Елены Анжуйской, Драгутина и Милутина) и католическим соборам Богоматери в Улцине и св. Стефана в Скадаре (ныне Шкодер, Албания). Около 1291 г. принимала участие в реорганизации епископий в составе Барского католического диоцеза. Елена Анжуйская вложила православные иконы в собор апостола Петра в Риме и храм Николая, епископа Мирликийского, в Бари (Италия). Поддерживала тесные связи с католическим патрициатом городов в Далмации. В переписке с одним из глав («кнезом») администрации Дубровника она именовала адресата Марина Будуария «возлюбленным сыном и кумом кралевства ми», а узы «посестринства по св. Иоанну Предтече» с 1285 г. связывали её с представительницей дубровникской аристократической семьи Бусиньоло. Совместно с мужем она дала жалованную грамоту (позднее подтверждённую Милутином) барскому семейству Жаретичей, несколько представителей которого были местными католическими архиепископами.

 



 
PR-CY.ru