ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

Согласно их свидетельствам, город сдался после длительной осады, сопровождавшейся продолжительными переговорами сторон (1347 г.). Уникальной жанровой особенностью повести, не находящей соответствия в сказаниях о других чудотворных иконах, является ситуация, в которой икона Божьей Матери, традиционно олицетворяющая небесное заступничество и защиту города, выступает в роли Полиоркитиссы (Градоборительницы), штурмующей крепость. В то же время вполне достоверными исследователи считают сведения о связи Евхаитской иконы г. Битола и о «фрязине» Каваларе. Магнатская фамилия Каваларей (написание вариативно) известна в Византии с середины XIII в. В 1347 г. неизвестный, по имени Калавар (упоминается в хрисовуле царя Стефана Душана Хиландару), год спустя тот же (?) Кавалар (не названный по имени) оставил подпись на акте церковного суда в Серрах, где председательствовал митрополит Иаков. В 1351 г. Михаил Каваларь (Калавар) упоминается как вельможа (архонт) царя Стефана Душана, сделавший значительное земельное пожалование Великой Лавре. Разыскания сербских исследователей подтверждают и существование во владениях Хиландара крепостной башни, возведённой или капитально отстроенной Каваларем (это – мощный пирг «на Савином поле» к северу от монастыря, на полпути к морю, более известный под именем Милутинова). Время и обстоятельства прославления Евхаитской иконы в сочетании со свидетельством об изображении на её обороте пророка Илии (нетипичным для выносных икон) с высокой степенью надёжности позволяют исследователям отождествить её с сохранившейся в Хиландаре выносной иконой Божьей Матери Аврамиотиссы («Взыграние Младенца», вариант – Младенец на левой руке Богородицы) XIV в. (размером 117×67 см) с греческой надписью, на обороте которой помещена композиция «Илия пророк в пустыне». На первый взгляд как бы существует противоречие между повестью, где Евхаитская икона именуется Одигитрией, и сохранившейся иконой Хиландарского монастыря, на которой представлено «Взыграние Младенца». Но в действительности противоречия нет, поскольку в Средние века эпитет «Одигитрия» не связывался жёстко с определённой иконографией. Икона сильно повреждена с обеих сторон, живопись утрачена на значительных участках; недавно была произведена консервация памятника. Не сохранился и драгоценный убор Евхаитской иконы, упоминаемый в сказании. Связь Евхаитской иконы с Битолой, отмеченная в тексте, подтверждается существованием иконы Божьей Матери Пелагонитиссы 1422 г. работы изографа Макария (Художественная галерея, Скопье), иконография которой совпадает с хиландарским образом. Исследователи полагают, что Евхаитская икона является списком, сделанным не позднее 1345 г. (до отождествления хиландарская икона датировалась третьей четвертью XIV в.) с почитавшегося в Битоле, по крайней мере, с начала XIV в. чудотворного образа, который получил по месту пребывания наименование Пелагонитиссы. Его оригинал не сохранился (о других списках, преимущественно изображённых в стенописи), но, судя по наименованию Евхаитской иконы в надписи Аврамиотиссой, восходил к чудотворному образу из монастыря Авраамитов в Константинополе. Непосредственно к Евхаитской иконе восходят, вероятно, хиландарская икона середины XIV в. и два надгробных фресковых изображения (оба до 1371 г.) в аркосолиях хиландарского кафоликона: над погребениями кесаря Воихны и его внука по женской линии, малолетнего Иоанна Углеши.



 
PR-CY.ru