ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (Серрская, Сересская, царя Стефана Душана) – чудотворный литийный образ из монастыря Хиландар на Афоне, прославившийся в середине XIV в. Название (засвидетельствовано в середине XVI в.) икона получила вследствие того, что г. Серры (ныне Серес, Греция) в греческой Македонии в Средние века у южных славян ошибочно отождествлялся с малоазийскими Евхаитами. Единственным источником исторических сведений об иконе служит монастырское предание, записанное в 1559 г. в Москве в числе других рассказов о святынях Хиландарского монастыря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным») со слов участников хиландарского посольства и представленное уникальным списком третьей четверти XVI в.; в южнославянской традиции (включая афонскую) не засвидетельствованы ни цикл сказаний, ни отдельное сказание о Евхаитской иконе. Согласно этому преданию, Евхаитская икона была взята сербским царём Стефаном Душаном из г. Битола (Пелагония) в Юго-Западной Македонии во время военного похода на Серры (1345 г.). Город был сильно укреплён, и сербское войско приступило к его осаде. Осаждённые вынесли на городские стены кресты и иконы. Благочестивый царь приказал прекратить осаду и направил к городу крестный ход во главе с Евхаитской иконой; когда же греки начали стрелять со стен по процессии, царь Стефан Душан повелел её участникам вернуться. В это время греческий вельможа, по имени Каваларь (вероятно, от франц. cavalier – рыцарь), итальянец или француз («фрязин») родом (судя по всему, католик), прицелился, выстрелил из лука и попал в изображение пророка Илии на обороте иконы, из которой чудесным образом потекла кровь. Чудотворный образ развернул в обратном направлении тех, кто его несли, они устремились к городским воротам и с силой ударили в них. Ворота рухнули, а икона «мало пощепися». Сербское войско ворвалось в крепость, и царь Стефан Душан приказал «предать греков острию меча», за исключением женщин и детей. Виновник штурма Каваларь умолил царя сохранить ему жизнь и дать возможность креститься в православие. Позднее он принял постриг в Хиландаре, «бысть инок искусен» и на свои средства построил башню-пирг (столп) близ монастырских виноградников, получившую название «Каваларев пирг», для защиты братии от разбойников. Царь Стефан Душан в память о чуде и в честь Богоматери повелел обложить Евхаитскую икону «златом аравитским, с сребром и драгим камением», а царица Елена (в сказании безымянная) возложила на икону свой венец, «с драгим камением и с женчюгом». Икона царским семейством была отнесена на Афон (1347–1348 гг.) и вложена в Хиландарский монастырь. В середине XVI в. она считалась едва ли не главной монастырской святыней (ей посвящён один из самых пространных рассказов), с ней совершался крестный ход за пределы обители к кладезю для освящения воды на Богоявление и затем до пирга св. Василия («Василиева градка») на морском побережье. Позднее (между концом 1550 гг. и серединой XVII в.) при неустановленных обстоятельствах почитание Евхаитской иконы в Хиландаре прекратилось, а предания о ней в несколько изменённом виде вошли в сказание о позднейшей главной монастырской святыне – иконе Божьей Матери «Троеручица». В монастырском предании, бытовавшем свыше двух столетий в устной форме и записанном московским книжником в середине XVI в., взятие Серр сербскими войсками штурмом и истребление его защитников не находят подтверждения в греческих источниках (которые, несомненно, не умолчали бы о факте подобной жестокости противника).

 



 
PR-CY.ru