Словарь по христианству Е ЕВГЕНИЯ

ЕВГЕНИЯ

ЕВГЕНИЯ (около 1310 – после 1375 гг.) – местночтимая преподобная, королева (с 1346 г. – царица), жена сербского царя Стефана Уроша IV Душана, мать князя Стефана Уроша V, великосхимница. Сведения о Евгении многочисленны, однако носят отрывочный характер. Родилась в семье деспота Страцимира и его жены Керацы (дочери видинского владетеля Шишмана). Благодаря родственным связям Евгении с болгарскими правителями – она была сестрой царя Иоанна Александра (1331–1371 гг.) – брак с ней сербского короля Стефана Душана, заключённый весной 1332 г., вскоре после его коронации, имел большое значение для стабилизации сербско-болгарских мирных отношений. Поначалу положение Евгении при сербском дворе осложнялось отсутствием детей, но с рождением в конце 1336 г. – начале 1337 г. наследника престола оно упрочилось и оставалось таким до смерти царя Душана. Евгения играла заметную роль во внутренней и внешней политике мужа. В 1341 (или 1342) г. она ездила к болгарскому царю Иоанну Александру в Тырново (до границы в сопровождении мужа), как полагают, с целью договориться о сотрудничестве в связи с начавшейся гражданской войной в Византии. В июле 1342 г. вместе с мужем принимала в Приштине претендента на византийский престол Иоанна VI Кантакузина, особо отметившего в своём сочинении её любезность и дружелюбие. Евгения участвовала в совете короля с 24 крупнейшими вельможами-военачальниками, на котором решался вопрос о вмешательстве Сербии в византийские события на стороне Иоанна Кантакузина, и высказалась за оказание ему военной помощи при условии сохранения за Сербией уже занятых её войсками византийских городов. Она оставалась сторонницей Иоанна Кантакузина и во время его борьбы с регентшей Анной Савойской. 16 апреля 1346 г. вместе с королём Душаном, который венчался в Скопье императорской короной, Евгения была возведена в царское достоинство. Она принимала активное участие в церковной деятельности мужа; её имя встречается в большинстве жалованных грамот короля Душана монастырям и храмам. По преданию, в 1345 г., после взятия Стефаном Душаном Серр, она «снем с главы своеа венец с драгим камением и с женчюгом», приложила его к чудотворной Евхаитской иконе Божьей Матери в знак почитания её за оказание помощи сербскому войску. Евгения была едва ли не единственной женщиной, посетившей в Средние века Афон, когда в 1347 г. сербский царский двор, спасаясь от эпидемии чумы, свирепствовавшей в Европе, отправился на Святую Гору как в своеобразный оазис, куда не добралась смертельная болезнь. Согласие на посещение царицей Святой Горы являлось небывалой уступкой со стороны афонских властей, продиктованной экстраординарными причинами. Евгения прожила там восемь месяцев «не яве, но некако премудро и покровенно». На Афоне она стала вторым ктитором Карейской кельи св. Саввы Сербского. По монастырскому преданию (впрочем, не вполне достоверному), вкладом Евгении в монастырь Кастамонит является хранящаяся там икона Божьей Матери в драгоценном окладе. Согласно не получившему объяснения свидетельству историка рубежа XVI и XVII вв. Мавро Орбини, Евгения резко отрицательно относилась к католикам, и под её влиянием царь Душан отобрал у «латинских» монастырей и храмов в Зете большое количество золота, серебра и иных драгоценностей. После смерти мужа она вместе с сыном основала монастырь Матейче.

 



 
PR-CY.ru