Словарь по христианству Е ЕЛАГИН Николай Васильевич

ЕЛАГИН Николай Васильевич

ЕЛАГИН Николай Васильевич (1817–1891 гг.) – духовный писатель, цензор, действительный статский советник. Родился в имении Жары Нерехтского уезда Костромской губернии, происходил из старинного дворянского рода Елагиных; один из 14 детей гвардии поручика Василия Дмитриевича Елагина (1789–1868 гг.), участника войны 1812 г. Учился в первом кадетском корпусе, в 1836–1840 гг. служил в одном из конных полков. В 1840 г. был командирован в канцелярию Министерства народного просвещения, в 1841–1850 гг. работал в Археологической комиссии, которой со временем передал в дар собранную им коллекцию древних грамот. В это время появились его исторические сочинения: «Память о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском» (1842 г.), «Первые христианские мученики в Литве» (1843 г.), «Елена Иоанновна, великая княгиня литовская и королева польская» (1846 г.) и «Патриарх Иоаким и заслуги его Отечеству в гражданском, политическом и религиозном отношениях» (1847 г.). 22 апреля 1848 г. Елагин был назначен сторонним цензором в Санкт-Петербургский цензурный комитет. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывал, что он был известен своей мелочной придирчивостью, не лишённой, однако, системы. Так, например, не позволял говорить в повестях о дуэлях на том основании, что дуэли запрещены законом; любовные сцены разрешал тогда только, когда они приводили к законному браку; самоубийство не допускалось ни под каким видом, как преступление, осуждаемое церковью и караемое уголовным кодексом. Кроме того, Елагин кардинально переписывал цензурируемые им сочинения: изменял печальный конец в совершенно благополучный, заставлял раскаиваться злодеев и т.д. Без помарок одобрялись им одни только транспаранты для письма. С сочинениями, которые шли через его цензуру, он обращался самым бесцеремонным образом, редактировал их как хотел: не только зачёркивал всё, что не приходилось ему по вкусу, но и вставлял от себя благочестивые и «патриотические» размышления, переделывал даже содержание повестей, изменяя печальный конец рассказа в совершенно благополучный. 29 апреля 1857 г. Елагин был назначен чиновником особых поручений при Главном управлении цензуры (служил до 1860 г.). 1 февраля 1860 г. был назначен чиновником особых поручений при Министерстве народного просвещения по делам Варшавского учебного округа и вскоре вышел в отставку в чине действительного статского советника; состоял также членом-ревизором Человеколюбивого общества. К концу 1850 гг. у Елагина появилось желание принять монашеский постриг, о чём свидетельствует его переписка с Феофаном Затворником (Георгием Васильевичем Говоровым; 1815–1894 гг.) и валаамским игуменом Дамаскином. Елагин был большим почитателем Тихона Задонского (Тимофея Савельевича Соколова; 1724–1783 гг.). Именно ему принадлежала идея основания Тихоновского женского монастыря на берегу Короцкого озера, где этот святой родился (будучи крупным помещиком, он внёс значительную сумму денег на строительство монастыря). Елагин принимал непосредственное участие в сборе житийных материалов, в частности в архиве Воронежской духовной консистории, беседовал со старыми прихожанами, записывал свидетельства о чудесах, а также выступил в роли редактора и издателя книги «Жизнь святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений» (М., 1861).

 



 
PR-CY.ru