ЕВФИМИЙ III

ЕВФИМИЙ III – Антиохийский патриарх (начало 1635 г. – 11 октября 1647 г.); по иным данным – Евфимий IV, с 1631 г. Известен под арабскими именованиями ас-Сакизи («хиосец»; от турецкого названия о-ва Хиос – Сакыз), ар-Руми («грек») и аль-Мусаввир («художник»). По происхождению грек с о-ва Хиос. Был иеромонахом палестинской лавры св. Саввы Освященного, до возведения в патриархи носил имя Мелетий, славился как иконописец. Скорее всего, именно во время пребывания в лавре на рубеже XVI и XVII вв. он сблизился с будущим Антиохийским патриархом Евфимием II Карамой (1634–1635 гг.), в то время также состоявшим в братстве савваитов. Источники называют Евфимия III учеником и духовным сыном Евфимия II Карамы. Несомненно, они поддерживали контакты и после возвращения Карамы в Сирию в 1604 г. Став в 1634 г. Антиохийским патриархом, Евфимий II Карама пригласил Мелетия в Дамаск для росписи кафедрального собора. Мелетий ас-Сакизи стал одним из самых ярких представителей кружка интеллектуалов, образовавшегося вокруг Евфимия II Карамы и сыгравшего ведущую роль в «мелькитском ренессансе» XVII в. Осенью 1634 г. Евфимий II Карама тяжело заболел. Он избрал Мелетия своим преемником, и тот был возведён в патриархи с именем Евфимий III в конце декабря 1634 г., ещё при жизни своего предшественника (ум. 1 января 1635 г.). В правление Евфимия III (как и при Евфимии II) в Антиохийском патриархате доминировала христианская община г. Халеб. 27 октября 1635 г. патриарх возвёл в сан митрополита Халеба другого ученика Евфимия II Карамы, священника Иоанна аз-Заима, принявшего в архиерействе имя Мелетий. Ему были дарованы также сан католикоса и должность экзарха «городов Амидских» (т.е. Восточной Анатолии) и Антиохии. Тем самым Халебский митрополит получал в управление половину территории патриархата и сан, выделявший его среди прочих митрополитов. Именно на Мелетия аз-Заима Евфимий III указал в конце жизни как на своего преемника (патриарх Макарий III; 1647–1672 гг.). Обстоятельства правления Евфимия III известны, главным образом, из исторических сочинений патриарха Макария аз-Заима и его сына архидиакона Павла Алеппского. Макарий сообщает о двенадцати архиерейских хиротониях, проведённых Евфимием III за своё патриаршество, а Павел Алеппский упоминает о посещениях патриархом Халеба осенью 1640 г. и зимой 1644 г., в ходе объезда епархий и сбора десятины, о его торжественных встречах и проводах халебским духовенством. В отличие от других восточных патриархов того времени Евфимий III не стремился к активной внешнеполитической деятельности; Антиохийская церковь сохраняла достаточно замкнутый и провинциальный характер. Известно только две попытки Евфимия III расширить круг внешних контактов. В 1636 г. он рукоположил земляка Пахомия Хиосского во митрополита Сайднаи и отправил его в Грузию, с которой Антиохийская церковь традиционно поддерживала тесные связи (цель и результаты миссии митрополита Пахомия исследователям неизвестны).

 



 
PR-CY.ru