ЕФРЕМ IV - Страница 6

Однако не все современные учёные согласны с такой атрибуцией, считая эти сочинения «вполне отвечающими общему настрою миросозерцания» Ефрема ШМ. :ивший в эпоху острых христологических споров, он причисляется рядом исследователей к представителям «неохалкидонизма» (направления в христологии V–VII вв.). Как и другие неохалкидониты, Ефрем IV считал необходимым более глубоко раскрыть согласованность между учением Халкидонского собора и богословием Кирилла Александрийского. О его богословской эрудиции свидетельствует обилие цитат из ранних писаний отцов церкви: в сохранившихся фрагментах сочинений Ефрем IV цитирует 48 христианских авторов (по А. Грилльмайеру – 38, включая сочинения еретиков). Всего в дошедших фрагментах около 100 святоотеческих цитат. Среди прочего Ефрем IV приводит выдержки из 30 сочинений Кирилла Александрийского, который был для него наиболее авторитетным богословом. Из других «святых блаженных и богоносных отцов» он особенно часто цитирует Льва I Великого («в котором светло сияет благочестие»), Афанасия I Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Иоанна Златоуста, Прокла Константинопольского, Амвросия Медиоланского, Юлия I Римского. У Ефрема IV есть одна из самых ранних ссылок на «Ареопагитики». При использовании святоотеческих высказываний он придерживался определённого принципа, имевшего существенное значение в догматических спорах того времени: каждое из высказываний «не должно злонамеренно рассматриваться в своей «обнажённости», но необходимо исследовать его в контексте православного образа мыслей автора. Источники церковного вероучения, упоминаемые Ефремом IV, – Священное Писание («Господни изречения и апостольские проповеди, через которые представляется истинное и твёрдое» учение церкви) и Священное Предание (преимущественно соборные определения и «отеческие свидетельства»). В сложной богословской полемике того времени Ефрем IV пользуется для решения богословских вопросов или обоснования положений учения церкви методом двойного свидетельства – от Писания и от Предания («многими выражениями из Писания и из отцов»). Подобно многим предшествовавшим ему святым отцам, он различает в учении церкви две важнейшие сферы: богословие и домостроительство. По мнению Ефрема IV, «не следует сравнивать то, что сказано нашими отцами о богословии, с тем, что говорится о домостроительстве, но лишь богословское с богословским, а домостроительное с аналогичным ему», иначе это приводит к ошибкам в богословствовании. Учение церкви в качестве основы имеет соборные определения. Ефрем IV подтверждает авторитет четырёх Вселенских соборов. В особенности важен для него Халкидонский собор, участников которого он называет «богоносными отцами», «хором богоносных отцов», а сам Собор – святым, вселенским. Учение Собора подтверждается приводимыми Ефремом IV многочисленными свидетельствами святых отцов, которые ещё прежде Собора «просияли своим учением», согласным с соборным определением о «двух природах и единстве по Ипостаси». Его христология основывается на двух главных принципах Халкидонского собора: единстве и тождественности Лица Иисуса Христа (тождество субъекта двух рождений – по божеству предвечно от Отца и по человечеству – от Пресвятой Богородицы) и учении о двух Его природах, соединившихся в одном Лице в единстве по Ипостаси. Эти принципы Ефрем IV называет «мышлением православным и любезным Кириллу». Вслед за Халкидонским собором он учит, что «Один из Святой Троицы – Бог Слово воплотился и вочеловечился», «Единый Христос составился» из двух природ – совершенного божества и совершенного человечества.

 



 
PR-CY.ru