Словарь по христианству Е ЕФРЕМ IV

ЕФРЕМ IV

ЕФРЕМ IV (или V) – Антиохийский патриарх с 526 (527) г. по 545 г., богослов-полемист, святитель; память 8 июня. Родился в Амиде, происходил из знатной сироязычной православной семьи (родители – Аппиан и Мака). В молодости начал делать государственную карьеру: был главным казначеем империи (comes sacrarum largitionum) и достиг одной из высших должностей – должности комита Востока (comes Orientis, 522–526 гг., с кратким перерывом в 525 г.), который обладал верховной гражданской и военной властью на всём востоке Римской империи. В качестве комита Востока принял жёсткие меры к обузданию беспорядков, учиняемых цирковой партией венетов («синих») – одной из цирковых партий, готовивших и осуществлявших конные состязания на константинопольском ипподроме (были также «зелёные», «белые» и «красные»). Деятельность этих партий (особенно «синих» и «зелёных») имела огромный общественно-политический резонанс и поэтому являлась предметом особого внимания императора. «Синие» устраивали беспорядки и в столице востока империи Антиохии при императоре Юстине I (518–527 гг.). Для водворения порядка нужна была твёрдая рука. Выбор императора пал на Ефрема Амидского, которого сделал генерал-губернатором Сирии. Ефрем укротил «синих», но славился справедливостью, сострадательностью, неподкупностью, мудростью, находчивостью и милосердием. В 526 г. Антиохию поразило страшное землетрясение, продолжавшееся с перерывами в течение года, сопровождавшееся пожарами и многочисленными разрушениями. Ефрем руководил восстановлением города. Во время землетрясения (29 мая 526 г.) погиб Антиохийский  патриарх Евфрасий (521–526 гг.), и вместо него народ и клир Антиохии избрали патриархом Ефрема. Это избрание (переход с высшего гражданского поста на церковный) исследователи называют довольно любопытным явлением. Оно было осуществлено против воли Ефрема, затем было одобрено императором Юстином I и его соправителем (и племянником) императором Юстинианом I Великим (527–565 гг.). Выбор Ефрема патриархом, вероятно, был обусловлен необходимостью концентрации политической и религиозной власти в Сирии из-за постоянной персидской угрозы и внутреннего религиозного раскола населения на сторонников и противников четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора. О первых десяти годах его патриаршества известно мало. В это время город страдал от восстаний (529 и 531 гг.), землетрясений (528, 531, 534 гг.) и чумы (542 г.). Ефрему IV приходилось участвовать наравне с гражданской властью в ликвидации последствий этих событий. В 529 г. он выкупал пленных, попавших в руки арабов. В 537 или 538 г. им было закончено восстановление разрушенной во время землетрясения Великой церкви Антиохии. В 535 г. Ефрем согласился с поставлением на Константинопольский патриарший престол Анфима I Трапезундского (535–536 гг.). Впрочем, в том же году во время переговоров правительства с монофизитами, когда сложилась возможность унии между изгнанным за монофизитские воззрения бывшим Антиохийским  патриархом Севиром (512–518 гг.), Александрийским патриархом Феодосием (535–537 гг.) и Анфимом Константинопольским, Ефрем IV отправил в Рим врача и переводчика Сергия Решайнского с письмом к папе Агапиту I (535–536 гг.). В письме патриарх предупреждал папу о готовящейся унии и просил приехать в Константинополь спасать православие.

 



 
PR-CY.ru