ЕВАГРИЙ Схоластик - Страница 5

Среди других важных сюжетов книги – строительство собора Святой Софии, эпидемия чумы в империи, подвижничество христианских святых на Востоке: Симеона Юродивого, Фомы из Апамеи. Пятая книга (события 565–582 гг.) посвящена правлению императоров Юстина II (565–578 гг.) и Тиверия I (578–582 гг.), преимущественно византийско-персидской войне (571–591 гг.). Евагрий Схоластик лишь изредка фиксирует смену предстоятелей на наиболее значимых церковных кафедрах. Автор поместил полный текст объединительного послания, изданного императором Юстином II около 570 г., но не привёл сведений об обстоятельствах появления этого документа. В конце книги даны краткое описание античной и ранневизантийской традиции историографии, краткий перечень древних историков, который завершается именами современников Прокопия Кесарийского, Агафия Схоластика Миринейского и Иоанна Епифанийского. Своими предшественниками в жанре церковной истории Евагрий Схоластик назвал Евсевия Кесарийского, Феодорита Кирского, Созомена и Сократа Схоластика. В шестой книге (события 582–594 гг.) описано правление императора Маврикия (582–602 гг.), которого автор удостоил высоких похвал как образец разумного и успешного государя (события церковной жизни практически отсутствуют). Евагрий Схоластик повествует в основном о византийско-персидской войне, которая закончилась восстанием Бахрама Чубина и междоусобицей в Персии. В этих сюжетах как действующее лицо неоднократно появляется Антиохийский патриарх Григорий I (570–593 гг.), который усмиряет бунт солдат на восточной границе, встречает шаханшаха Хосрова II, изгнанного из Ктесифона и просящего поддержки ромеев в борьбе за престол. Евагрий Схоластик завершает историю повествованием о смерти преподобного Симеона Столпника (Младшего) и патриарха Григория I. Основным сюжетом «Церковной истории», вокруг которого построено изложение истории церкви в узком смысле, является описание четвёртого Вселенского (Халкидонского) собора 451 г. Ход Собора и различные связанные с ним обстоятельства – наиболее подробно раскрытое историком событие. Евагрий Схоластик считал, что именно Халкидонский собор – важный элемент его сочинения, поэтому ввёл специальное приложение ко второй книге, где представил эпитому всех деяний Собора. В связи с этим его повествование о церковной жизни второй половины V – начале VI в. (книги 3 и 4) в основном посвящено описанию последствий Халкидонского собора для жизни Восточных церквей. Подобно тому, как у церковных историков V в. Сократа, Созомена и блаженного Феодорита главной темой повествования была борьба за признание первого Вселенского (Никейского) собора 325 г., для Евагрия Схоластика такой темой становится борьба за признание Халкидонского собора. Она продолжается на протяжении долгих десятилетий в церковных общинах Александрии, Палестины, Антиохии, захватывает Константинополь и императорский двор, в неё так или иначе включились все крупнейшие церковные престолы и иерархи Востока и Запада. Постоянные обращения автора к описанию стихийных бедствий и варварских нападений на империю создают некий мистический ореол вокруг церковно-политических событий.

 



 
PR-CY.ru