ЕВАГРИЙ Схоластик - Страница 3

Евагрий Схоластик считал себя продолжателем многовековой традиции античной и ближневосточной историографии, основателем которой, по его мнению, был пророк Моисей. В рамках этой традиции он особо выделял историков церкви. Основную цель своей работы Евагрий Схоластик видел в том, чтобы раскрыть главные направления жизни церкви в Византийской империи за 150 лет, с 430 гг. до современных ему событий. Наибольшее внимание он стремился уделять жизни христианских общин империи, важнейших церковных кафедр, наиболее известных подвижников и богословов. Однако в отличие от более ранних церковных историков Евагрий Схоластик подробно описывал и общеполитическую историю, деятельность императоров, их личные качества, войны, политическую борьбу и т.п. Интерес Евагрия Схоластика к светской истории был столь велик, что современными исследователями его сочинение оценивается как свидетельство секуляризации церковной истории, означающее частичный разрыв с традицией, основанной Евсевием Кесарийским (около 263 –340 гг.). Первая книга (события 428–450 гг.) посвящена правлению императора Феодосия II Младшего (408–450 гг.) и представляет собой введение в «Церковную историю». Евагрий Схоластик начал повествование с восшествия на Константинопольскую кафедру Нестория (428–431 гг.), описал конфликт в церкви, возникший из-за ереси Нестория, его осуждение на третьем Вселенском соборе и примирение в 433 г. Александрийской и Антиохийской церквей. Подробности богословских споров и интриг вокруг дела епископа Нестория автора интересуют мало. Стиль его рассказа официозен, содержит риторические обличения еретиков и славословия отцам церкви. Наибольшее внимание Евагрий Схоластик уделяет не конфликту в церкви из-за учения Нестория, а его преодолению в 433 г. и демонстрации общецерковного единства. Дело архимандрита Евтихия (около 370 – 454 гг.) и Александрийского епископа Диоскора I (444–451 гг.), второй Эфесский собор 449 г. описаны кратко. «Торжество монофизитства» в 449 г. воспринимается автором как историческая ошибка. Её обсуждение стало предметом историософского отступления, в котором Евагрий Схоластик показывает, что зло отвергнутой христианами мифологии язычества с её многочисленными «глупостями» и нечестием многократно превосходит все христианские споры и церковные нестроения. Император Феодосий II и его супруга Евдокия представлены как образцы благочестия, а их эпоха – как время процветания различных учёных и писателей, подвижничества Симеона Столпника Старшего (Старшего). Вторая книга (события 450–474 гг.) открывается описанием четвёртого Вселенского (Халкидонского) Собора 451 г., который установил догматы христологии. Его решения явились камнем преткновения для дальнейшего развития единой церкви. Важность этого Собора подчёркивается тем, что Евагрий Схоластик в конце книги приводит эпитому актов Собора. Основное внимание автора обращено на историю борьбы за сохранение халкидонского вероисповедания в Восточных церквах: описаны антихалкидонское движение в Палестине и Сирии, противостояние в Александрии сторонников патриарха Александрийского Тимофея II Элура (457–460, 475–477 гг.), ересиарха, и православных Александрийских патриархов Протерия (451–457 гг.) и Тимофея III Салофакиола (460–475 гг.). Император Маркиан (450–457 гг.) изображён автором как благословенный правитель, чей приход к власти предвещали знамения, и чьё благочестие неизменно защищало империю от бедствий.

 



 
PR-CY.ru