ЕВАГРИЙ Схоластик - Страница 2

24 мая 592 г. Евагрий Схоластик присутствовал при кончине преподобного Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца и передал эту печальную весть Григорию I., а в марте 593 г. он находился рядом с умирающим патриархом. У Евагрия Схоластика была большая семья (он упоминает о дочери и внуке), но, по его словам, многие из его родных умерли от эпидемий чумы во второй половине VI в. Он был достаточно богатым человеком, как он сам пишет, у него было много рабов и зависимых крестьян-хоритов. Зависимые от Евагрия крестьяне-энапографы жили, по-видимому, в пригороде Антиохии, возможно, на принадлежащих ему землях. Моровая язва, которая случилась в Антиохии, лишила Евагрия не только не только многих его рабов и крестьян, но и жены, а также многих детей. Когда ему было уже более 57 лет, новая эпидемия лишила уже и старшей дочери и внука. 28 октября 588 г. Евагрий вновь женился на молодой девушке из хорошей семьи, но в первую брачную ночь произошло сильнейшее землетрясения, от которого Евагрий с супругой спаслись чудом. Родственником Евагрия и его земляком был историк Иоанн Епифанский, автор книги «История», посвящённой походу ромеев в Персию в 591 г. (сохранилась лишь во фрагментах). «Церковная история» Евагрия Схоластика была завершена в 594 г. в Антиохии, вероятно, незадолго до смерти автора. Сочинение состоит из шести книг, охватывает период более 160 лет, от возведения Нестория на Константинопольский престол в 428 г. до 593/594 г., и представляет собой продолжение «Церковной истории» Феодорита Кирского (386/393 – 457 гг.), написанной в 450 гг. Сочинение Евагрия Схоластика сохранилось в четырёх рукописях: Laurent. LXIX 51 (XI в.); LXX 23 (конец XII в.); Patm. 688 (XIII в.); Baroc. 142 (XIV в.). Наиболее ценными считаются два древнейших кодекса, которые и используются как основа для изданий. «Церковная история» Евагрия Схоластика была известна Константинопольскому патриарху Фотию I Великому (858–867, 877–886 гг.); описана им в «Мириобиблионе». В Византии ей пользовались автор «Жития Симеона Столпника Младшего» (VII–VIII вв.) и историк начала XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул. Первое печатное издание «Церковной истории» было подготовлено Р. Стефаном и появилось в Париже в 1544 г. Последующие издания осуществили: Жан Христофорсон (Лувен, 1570 г.), А. де Валуа (Париж, 1673 г.; воспроизведено в издании Д. Ридинга; Кембридж, 1720 г.), Ж. Биде и Л. Пармантье (Лувен, 1898 г.). На русский язык «Церковная история» впервые была переведена и издана в 1853 г. (переводчик неизвестен); новый комментированный перевод опубликован Иваном Владимировичем Кривушиным (СПб., 2006 г.). Источники, использованные в сочинении Евагрия Схоластика, многочисленны. Автор опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в том числе на исторические произведения Прокопия Кесарийского (между 490 и 507 – после 565 гг.), Приска Панийского (V в.), Зосима (V в.); на истории церкви Сократа Схоластика (около 380 – после 439 гг.), Захарии Ритора (470 гг. – ранее 553 г.); на хроники Иоанна Малалы (около 491 – 578 гг.), Евстафия Епифанийского; на «Жития Симеона Столпника (Младшего)» мученицы Голиндухи Персидской (ум. в 591 г.); на многочисленные официальные послания церковных деятелей (например, Александрийского архиепископа Кирилла Великого, папы Римского Льва I Великого, Константинопольского патриарха Нестория, Александрийского патриарха Петра III Монга, Антиохийского патриарха Севира); на постановления императоров (Льва I Великого, Василиска Флавия, Зинона, Юстина II); на акты Соборов (в том числе третьего, четвёртого и пятого Вселенских).

 



 
PR-CY.ru