ЕВСТАФИЙ - Страница 10

Один и тот же Христос имел два рождения, пребывает в лоне Отца и обитал на земле плотью. Выступая в «Диагностике» против крайностей аллегорического толкования Священного Писания Оригеном, Евстафий намечает свой экзегетический метод, основанный на подробном исследовании буквально исторического смысла священного текста. Именно у Евстафия Иоанн Златоуст заимствует постоянно употребляемое им выражение «не сказал (то-то и то-то или так-то и так-то), но...» Выражение «рассмотрим самую букву повествования» постоянно встречается у Евстафия. Он подвергает тщательному анализу каждое слово, чтобы установить точный смысл фразы. Напротив, он осуждает такой приём толкования, который рассматривает слово как самостоятельную единицу для экзегетики. Евстафий не отвергает совершенно аллегорию, но выступает против злоупотребления ею, в частности против аллегоризации Христа и Его служения. По наблюдению Спаннё, Евстафий имел собственный взгляд на богодухновенность Священного Писания: Бог, или Святой Дух, говорит в Писании, однако нельзя обожествлять букву Писания – необходимо различать то, что богодухновенный автор высказывает от себя, и то, что он передает как мнение другого лица. Доказательства Евстафий строит, исходя из текста Писания. Например, доказывая, что Саулу, вопрошающему оракула, казалось только то, что делала или говорила чревовещательница, сам же Саул вообще ничего не видел, Евстафий воспроизводит, главным образом, слова Писания: «...увидела женщина Самуила» – в ответ на вопрос Саула: «Что ты увидела?» Речь явившегося в Аэндоре (1 Цар. 28), согласно Евстафию, составлена из более ранних пророчеств Самуила о Сауле (1 Цар. 15). Подобным же способом Евстафий доказывает ложность аэндорского пророчества. С филологической тщательностью он описывает душевное состояние Саула в момент его прихода к волшебнице, отношение Писания к мантике и т.д. Отсутствие родословной у Мелхиседека Евстафий объясняет его ханаанским происхождением на основании Быт. 14, исходя из того, что Мелхиседек был соседом содомлян и Авраама, жившего в дубраве Мамврийской. Таким образом, в экзегетике Евстафий предстаёт как выразитель антиохийского направления в богословии древней церкви.

 



 
PR-CY.ru