ЕВСТАФИЙ - Страница 4

Молчание Афанасия I Великого могло быть случайным, а подлинность сочинения против Фотина исследователи считают сомнительной. Более вероятной им представляется смерть Евстафия несколько лет спустя после изгнания, поскольку его не было среди православных епископов-никейцев, вернувшихся из ссылки в соответствии с декретом императора Констанция 337 г. В «Истории ариан» Афанасий  I Великий упоминает о Евстафии как о «некоем Евстафии». После 330 г. его имя не указано ни в одном соборном списке; антиарианский Сардикийский собор 343 г. также не упоминает о нём. Несмотря на то что Евстафий умер своей смертью, Иоанн Златоуст именует его «мучеником», считая, что «мучеником делает не одна только смерть, но и душевное расположение. Не за конец дела, но и за намерение часто сплетается венец мученичества». Из обширного корпуса сочинений Евстафия уцелела лишь малая часть, преимущественно во фрагментах. Научное издание полного собрания сохранившихся его творений было осуществлено в 2002 г. Роже Деклерком в серии «Corpus Christianorum» (издание оснащено фундаментальным текстологическим исследованием). Евстафий был первым, кто письменно выступил против Ария, написав много против арианского учения. Сведения Иеронима Стридонского особенно ценны, поскольку относятся ко времени, когда творения Евстафия ещё существовали целиком. Кроме того, они были собраны в самой Антиохии, в окружении низложенного епископа. Иероним был рукоположён во пресвитера евстафианским епископом Павлином III Антиохийским (362–388 гг.) и был знаком с пресвитером Евагрием (впоследствии Евагрий Антиохийский, преемник Павлина; 388 – 392/393 гг.). По мнению Деклерка, именно в библиотеке евстафиан в Антиохии Иероним мог видеть «свитки» (volumina) сочинений Евстафия, о которых он упоминает в 392/393 г. (в греческом переводе этого трактата, выполненном Иерусалимским патриархом Софронием I (634–638 гг.), слово «volumina» переведено как «произведения», или «книги»): «Есть его свитки «О душе», «О чревовещательнице» против Оригена и великое множество посланий, которые долго было бы перечислять». Исследователи полагают, что произведение «De anima» соотносится с трактатом Евстафия «Против ариан и о душе» (по их мнению, сочинение «De adversum Origenem» является трактатом об аэндорской волшебнице, направленном против Оригена и единственном, дошедшим до нас в целом виде). Под «великим множеством посланий» исследователи понимают послания, написанные Евстафием до низложения (например, послание к Александру Александрийскому о Мельхиседеке, а также послания, адресованные друзьям из изгнания). М. Спаннё, задаваясь вопросом, почему блаженный Иероним не упомянул о «множестве гомилий» Евстафия, о которых свидетельствуют догматические флорилегии и экзегетические катены, предполагал два возможных объяснения: они были единственными сочинениями Евстафия, написанными в форме трактатов, остальные же его произведения представляли собой гомилии и послания. Обозначив словами multa componens антиарианские сочинения, Иероним Стридонский не посчитал нужным упоминать остальные немногочисленные сочинения Евстафия (однако, по мнению Деклерка, эти гипотезы мало оправданы). Во-первых, то немногое, что известно о жанрах сочинений Евстафия, не позволяет ограничить число трактатов только двумя известными – большинство несохранившихся полностью сочинений Евстафия носят название слово, что можно интерпретировать и как трактат, и как проповедь.

 



 
PR-CY.ru