Словарь по христианству Е ЕВФИМИЙ II

ЕВФИМИЙ II

ЕВФИМИЙ II – Иерусалимский патриарх с 1204 г. по 13 декабря 1223г. Первый православный предстоятель Иерусалимской церкви, вернувшийся в Святой град после разгрома крестоносцев султаном Салах-ад-Дином (1187 г.) и изгнания латинского духовенства. Вопреки утверждениям позднейших греческих историков Иерусалимские патриархи конца XII в. в силу неизвестных причин долгое время не возвращались в Палестину, предпочитая оставаться в Константинополе. Считается, что Евфимий II бежал из Константинополя после захвата города крестоносцами в 1204 г., а на патриаршество был избран уже в Иерусалиме. Данные о его правлении крайне скудны. Навпактский митрополит Иоанн Апокавк (ум. около 1233 г.) в письме, предположительно датируемом 1216 г., сообщает, что патриарх призвал христиан воздержаться от паломничества в Палестину, чтобы агаряне не обогатились от их даров и пошлин. Очевидна параллель между призывом патриарха и принятым на Латеранском соборе 1215 г. запретом продавать мусульманам оружие и дерево для постройки кораблей. Как полагают исследователи, Евфимий II поддерживал связи с крестоносцами Иерусалимского королевства, от которого к тому времени осталось несколько прибрежных крепостей, и приветствовал их планы по овладению Иерусалимом. Возможно, с событиями пятого крестового похода (1218–1221 гг.) и вызванными им гонениями на христиан в мусульманских землях связано бегство Евфимия II из Иерусалима в монастырь великомученицы Екатерины на Синае. Об этом сообщают стихотворные диптихи Иерусалимских патриархов, составленные на греческом языке в конце XIII в. и использованные святогробским архимандритом Максимом Симским (ум. до 1810 г.) в «Истории Иерусалимских патриархов» (впоследствии изданы А.И. Пападопуло-Керамевсом). Из диптихов исследователи делают вывод, что Евфимий II скончался на Синае. Дата и обстоятельства его ухода из Иерусалима для них остаются неясными. Епископ Порфирий (Успенский) издал надпись на надгробии Евфимия II, которое находится в главной церкви Синайского монастыря. Смерть патриарха датируется там «6732 г., месяца декабря 13-го, индикта 4», т.е. 13 декабря 1223 г. (у епископа Порфирия ошибочно 1224 г.). Французский византинист Венанс Грюмель (1890–1967 гг.) обратил внимание на несоответствие года и индикта в этой надписи и предположил, что епископ Порфирий сделал ошибку в расшифровке даты. Путём ряда допущений и текстологических комбинаций он исправил 6732 г. на соответствующий 4-му индикту 6739/1230 г., с тех пор закрепившийся в западной науке. Однако этому предположению противоречит датировка первого путешествия святителя Саввы I Сербского (1219–1233 гг.) в Палестину, во время которого он встречался уже со следующим Иерусалимским патриархом Афанасием II (1224–1236 гг.). Согласно последним исследованиям, его поездка относится к 1229 г. Кроме того, в пользу указанного на надгробии года выступает свидетельство Максима Симского, который отводит на патриаршество Евфимия II 19 лет, а Афанасия – 22 года (при этом смещая их правление более чем на век назад). Первая из этих цифр точно укладывается в промежуток 1204–1223 гг., а вторая, учитывая общепринятую в науке дату гибели Афанасия II во время взятия Иерусалима хорезмийцами (1244 г.), позволяет датировать начало его патриаршества 1222/1223 г. Лит.: Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времён шестого Вселенского Собора до 1810 г. // Материалы для истории Иерусалимской патриархии XVI–XIX вв. СПб., 1904. Т. 2; Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство / Пер. с франц.: А.Ю. Карачинский. СПб., 2002.

 
PR-CY.ru